Найти тему
Неугомонный директор

Универсальный алгоритм выработки навыков.

Оглавление

В зависимости от особенностей навыка: инструментальный /интеллектуальный, простой/сложный и т.д. происходит и процесс выработки навыков. Некоторые из них могут быть выработаны за день, некоторые за многие годы.

Однако, даже разбивая сложный комплексный навык на составные части, существует универсальный алгоритм выработки как его в целом, так и каждой операции, его части. Речь идет об управляемом наставником процессе.

При самостоятельной выработке, алгоритм иной.

«Я расскажу, ты послушай»

«Я покажу, ты посмотри»

«Сделаем вместе»

«Сделай сам, я подскажу»

«Сделай сам, расскажи, что сделал»

Каждый этап предполагает использование обратной связи от обучающегося.

И каждый этап показывает насколько обучающийся овладел предыдущим и нужно ли повторение. Если мы видим ошибки и неусвоение уроков предыдущего этапа, необходимо вернуться к нему и проработать его еще раз.

Алгоритм выработки навыков.
Алгоритм выработки навыков.

Я РАССКАЖУ, ТЫ ПОСЛУШАЙ

Часто меня спрашивают, можно ли заменить его на "Ты прочитай и обдумай". Не всегда.

Когда это возможно и целесообразно? Например,

- когда навык очень простой и понятен любому с первого прочтения. По сути это предварительная подготовка к выработке навыка - приобретение знаний о нем.

- когда навык состоит из целого комплекса операций и важно дать понятную структуру обучающемуся, а это нужно делать в нескольких канал одновременно : визуальном, аудиальном и даже кинестетическом. Однако, здесь обучающийся должен обладать определенным уровнем интеллекта и развития мыслительных процессов. В случае высоких способностей - это целесообразно. В случае низких - лучше сопровождать рассказ на первом этапе прорисовкой упрощенного алгоритма в процессе рассказа.

Предназначение этапа Я РАССКАЖУ, ТЫ ПОСЛУШАЙ - предоставление знаний о навыке. Это и его алгоритм, и обоснование алгоритма, и условия применения, и ограничения, и правила.

Т. к. информации на данном этапе может передаваться много, то рекомендую: а) использовать средства структурирования информации при подаче, б) предоставить обучающемуся возможность записывать ключевые моменты.

Я ПОКАЖУ, ТЫ ПОСМОТРИ

Важнейшая часть выработки навыка - показать теорию на практике. Способностью самостоятельного переноса знаний в практическую плоскость при выработке сложных навыков обладают не многие. Да и при выработке простого навыка важно дать корректный образец. При этом обязательно комментировать, что делаете. По сути повторяя первый этап, проговаривать его при демонстрации.

СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Инструкция: Делаем вместе, конечно здесь предполагает эпизодическое подключение обучающегося к отдельным операциям. С точки зрения эффективности процесса обучения, важно заранее понимать к каким операциям (ключевым, проблемным, неоднозначным с точки зрения исполнения), в какие моменты и почему подключаете обучающегося в процессе выполнения.

СДЕЛАЙ САМ, Я ПОДСКАЖУ

Доверяем обучающемуся самостоятельно опробовать процесс, при этом находимся рядом для помощи. Великолепно, если вам удастся построить работу так, чтобы человек сам спрашивал вас в минуты замешательства. Однако, роль наставника здесь - подключаться в ключевые моменты проблем, ошибок и давать обратную связь. Обратная связь дается от минимальной помощи к максимальной: от "посмотри внимательней", "тут не правильно" до полного повторения и показа как делать.

СДЕЛАЙ САМ, РАССКАЖИ, ЧТО СДЕЛАЛ

Финальный этап алгоритма обучения, суть которого не только в проверке понимания обучающихся освоенного материала, но и в закреплении алгоритма на уровне модели - абстрактно-логическом уровне. Именно этот этап создает основу для логического переноса в дальнейшем: когда возникнет необходимость применять полученный навык в другой подобной ситуации.

Возможен ли пропуск отдельных этапов алгоритма - нет. Возможен быстрый проход по нему, когда вы, как наставник, видите быстрое полное понимание и усвоение.
Сколько раз повторять каждый этап? Очень индивидуально и зависит от способностей и опыта обучающегося и особенностей вырабатываемого навыка.

Также вам может стать интересная моя статья - Реальная методика оценки способности к обучению с помощью кейса.

Буду признательна за дополнительные идеи по реализации алгоритма.

PS: Руководителей, желающих получить максимальный эффект от своих сотрудников жду здесь!