Ситуацию на рынке машин для общественного транспорта обсудили на прошедшем в Москве форуме UrbanTrans Mobility. Он был организован при участии Ассоциации «ТАМА» и состоялся в рамках проходящей в Москве международной выставки Bus World Expo.
На форуме UrbanTrans Mobility было объявлено, что с начала года в России продано более 9,5 тыс. автобусов разных классов (без учета микроавтобусов), что на 6,9% больше, чем за январь – октябрь 2021 года. Об этом рассказал директор по развитию Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Александр Козлов. Он отметил, что по итогам 10 месяцев доля отечественных производителей на рынке автобусов сократилась на 9,8%. Однако она все еще существенная – 89,4%. Свою долю на российском рынке автобусов активно увеличивают китайские и белорусские производители: их продажи выросли на 150 и 105% соответственно. При этом продажи автобусов европейских брендов сократились более чем на 82%. Иная картина складывается на рынке микроавтобусов (модели до 15–17 мест). По подсчетам «АВТОСТАТа», в этом сегменте рынка с начала года продажи сократились на 31,4%. Как отметил Александр Козлов, за 10 месяцев было реализовано около 3,6 тыс. микроавтобусов. Наибольший рост, по данным «АВТОСТАТа», показали микроавтобусы Gazelle NN – в 4,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также «ГАЗель Бизнес» (+71%). При этом продажи Gazelle Next снизились на 38%.
Российские участники выставки демонстрировали готовность продолжать развитие в условиях санкционного давления. В частности, было объявлено, что Мосгортранс возьмет на тестовую эксплуатацию электробус малого класса «ГАЗель e-City». Тест продлится до августа 2023 года. Специалисты проверят ходовые параметры машины, ее возможности в разных погодных условиях и то, насколько она удобна для пассажиров. По результатам тестирования станет ясно, будет ли такой электробус задействован в пассажирских перевозках. Новый электробус должен быть экологичным транспортом с тихим и плавным ходом. В машине будет 13 сидячих мест – 10 стационарных и 3 откидных. Запас хода – до 150 км. Электробусы оборудуют встроенной системой понижения пола на остановках и накопительной площадкой. Это необходимо для перевозки маломобильных пассажиров и пассажиров с колясками. Такая машина подойдет для маршрутов с узкими дорогами и небольшим пассажиропотоком.
В рамках Форума UrbanTrans Mobility прошли такие панельные сессии, как «Взгляд производителей пассажирских транспортных средств на текущее состояние рынка», «Прогнозы развития рынка автобусов и микроавтобусов в России», «Московская агломерационная мультимодальная мобильность», «Состояние городского общественного транспорта в регионах и меры по его обновлению», «Состояние и проблемы цифровой мультимодальной пассажирской мобильности», «Проблемы и перспективы совершенствования государственного регулирования междугородних автобусных перевозок и автовокзалов». Также при поддержке и содействии Ассоциации «ТАМА» состоялся VIP-обход выставки, в которой приняли участие высокопоставленные представители компаний и организаций, а также руководство Национальной премии «Автомобиль Года в России».