Откуда расколы в группах людей? - Начну снова издалека, с раннего детства каждого из нас. В младенчестве «слияние» с матерью – естественная и нормальная вещь. Но малыш растет. Он активно ползает, потом начинает ходить, а впоследствии и говорить. Его возможности растут, он спешит ими пользоваться и исследует мир. С одной стороны, малыш радует: он становится все более ловким и сообразительным. С другой стороны, это время становится серьезным испытанием для тех, кто за ним присматривает: за ребенком неустанно следят, от него прячут все, чем он может пораниться, и то, что он может поломать. Его нужно защитить; ему нужно обозначить первые правила. Нельзя ковыряться в розетке, нельзя кусать братика. У четкой системы запретов и (обязательно!) разрешений есть важная цель: сформировать внутренний контроль и одновременно - не подавить инициативу. Изначально внутреннего контроля у ребенка нет; он формируется воспитанием. Если контроль любящий, если сохраняется принятие ребенка, ребенок приучается (на будущее) к здоровой самоорганизации. Если контроль последовательный, ребенок привыкает чувствовать себя спокойно в предсказуемой обстановке. Если Ребенок получает достаточно возможностей для инициативы , например, может играть, как хочет, той игрушкой, которую сам взял в руки, он учится (на будущее) быть самостоятельным и творческим. К сожалению, те, кто воспитывает детей, часто считают, что внутренний контроль (в целом важная вещь) – это и есть самостоятельность, а в упрямстве двух-трехлетнего ребенка формирование самостоятельности увидеть труднее.
Два с половиной-три года – важный период для формирования личности. Потому что ребенок все лучше начинает осознавать, что он – отдельное человеческое существо, имеет собственные желания и предпочтения. Именно поэтому дети так часто «вредничают», выражая взрослым свой протест. Двухлетка выражает свой протест преимущественно в действии. Он может, например, лечь на пол, брыкаться, громко кричать. Трехлетка все больше выражает свое несогласие словами (знаменитые «не хочу» и «я сам»). Иногда взролые его желания удовлетворяют, иногда – нет. И он начинает понимать, что с ним считаются, и что в жизни вообще-то иногда важно сказать, чего мы хотим, или постоять на своем… И при этом он начинает понимать: в жизни мы не всегда получаем то, что хотим. Что-то можно получить сразу, иногда надо подождать, а от чего-то приходится отказаться, - таков важный урок, усваиваемый в этом возрасте.
На исходе этой стадии развития ребенок приобретает первое переживание своей отдельности и достигаются первоначальную самостоятельность. Сепарация и первоначальная идентичность достигаются через многократное чередование то приближения к маме, то удаления от нее и конфронтации с ней.
Некоторые взрослые, которые в свое время не до конца решили задачи сепарации, продолжают их активно решать. Соответственно, для того, чтобы почувствовать свою идентичность, они нуждаются в постоянном противостоянии. Как двухлетка: если мама хочет одного, а я – другого, значит, мы с мамой – разные люди.
Кстати о группах: Некоторые группы людей тоже характеризуются постоянными сепарационными процессами. Скажем, делением людей на два лагеря, расколом группировки или выдавливанием из группы то одного, то другого человека. Либо ополчением группы против внешнего врага. То есть, происходит раскол на своих и чужих. Более зрелые группы могут иногда регрессировать к этому состоянию.
Автор: Литвинова Татьяна Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru