Мне симпатична тема попаданцев. Не знаю даже чем, может быть, богатым потенциалом для развития сюжета - много нестандартных и даже комических ситуаций можно построить на несооответствии образа мыслей и поведения героя чужому миру. По удачному для меня совпадению, китайцы этот сюжетный ход тоже любят и снимают ежегодно кучу сериалов про попаданцев в разных жанрах. Среди них есть и бесспорные шедевры ("Радость жизни"), и просто отличные вещи ("Будь моей принцессой"). Даже непритязательные поделки типа "О, мой император!" многим нравятся своей лёгкостью и незатейливым юмором. В общем, я подумала, что "Мой парень - злодей" уж точно не подведёт. Тем более тут такой интересный нюанс, что попаданец даже не совсем человек. Кроме того, это новинка, и довольно успешная: 7.3 балла на Douban.
Но что-то пошло не так. Видимо, я не учла того факта, что это китайский ромком. Недооценила степень влияния жанра на сюжет. Вообще, иногда бывает так, что хорошая логика сюжета, юмор и актерская игра спасают положение и почти нейтрализуют феерическую глупость, присущую этому жанру. Однако это оказался совсем не тот случай. Чтобы окончательно убедиться в этом, мне пришось досмотреть сериал до конца (на максимальной скорости, с перемоткой, конечно). До последнего не могла поверить, что такой неплохой, в общем-то, сюжетный потенциал так бездарно сливают. Но таки-да. Китайцы и на это способны😁.
Вообще, можно, конечно, сказать: что ж ты, тётя, приперлась в детскую библиотеку и возмущаешься, что там нет Шопенгауэра? Да, я понимаю, что с целевой аудиторией этого сериала меня разделяет примерно четверть века. И тем не менее я уверена, что и в 18 лет не оценила бы этот "шедевр". Хотя мексиканское "мыло" я тогда посматривала, что греха таить. Но там хоть страсти кипели. А что здесь?
Попробую объяснить, что не так. Вот фантастическая завязка. У героини, Нань Син, есть хобби, вполне типичное для современной молодой китаянки: она пишет любительскую прозу в Интернете. Фантастику с романтической линией, конечно. В роли героя - ее кумир, популярный автор детективов Лу Цзычэнь. Героиня - она сама, естественно. Причем она даже имен не меняет! Кстати, в этом случае ее роман может считаться фанфиком... ну ладно, не буду углубляться в детали. Однако злодей у нее оригинальный: это весь такой из себя великий мастер боевых искусств по имени Сяо Уди. А вот в реале личная жизнь у девушки не складывается. Она жалуется на это в парке у фонтана - а фонтан-то оказывается волшебным.
Прилетает волшебник в голубом вертолете и бесплатно выдает ей красавца в ханьфу. Вот, мол, тебе незабываемая любовь, получи и распишись. Красавец, конечно, оказывается грубоват и вообще поначалу от нее бегает... Но далеко ему не убежать: как только Нань Син требуется помощь, он автоматически оказывается возле нее, где бы до этого ни находился. Завязка-то вроде бы любопытная. А дальше начинается их сближение - вроде бы поневоле, но потом зарождается чувство... и так далее. Общий вектор сюжета понятен. Но вот детали... Меня не покидало ощущение, что этот эскиз можно было раскрасить как-то поярче. Постоянно было ощущение, что недотянули. И вот почему.
Основное - это образ главного героя. К нему у меня больше всего претензий. Его называют злодеем, и более того, он и сам себя таковым спокойно признает. WTF? Злодей, который сам называет себя злодеем - это персонаж сказки для детей дошкольного возраста. В произведениях для аудитории старше 5 лет злодеи имеют четкие обоснования своего (а)морального кодекса: "тварь я дрожащая или право имею?", или "человек человеку волк", или "не мы такие, жизнь такая"... А тут просто злодей и все.
Но главное даже не это, а то, что "злодей" здесь - это просто название. Ярлычок такой приклеили на лоб персонажу. Злодейство его не подкреплено ни одним (!) конкретным примером! Никакого бэкграунда героя мы не видим и не знаем, обидел ли он когда-нибудь хотя бы муху... Понимаю, что персонаж как бы вымышленный, и до появления в реальном мире он, видимо, и не существовал вовсе, однако он существовал в романе - можно было показать парочку эпизодов из романа? Сразу вспоминаю "Будь моей принцессой", где подобную задачу решили куда изящнее: там сериальная предыстория героев показана очень хорошо. Но там прекрасные костюмы и декорации. Здесь, видимо, решили сэкономить - и это вылилось в полную неубедительность персонажа.
Максимум на что хватает аморальности Сяо Уди - это на слегка развязное и хамоватое поведение в течение первых нескольких серий. И то он как будто себя насилует. Как в том анекдоте про пионера и неприличное слово "лифчик". Милейший пай-мальчик виден за километр. Я допускаю, что изначально так и было задумано, тем более что в конце истинная сущность персонажа более-менее проясняется. Но мне кажется, что история про настоящего злодея, а не бумажного тигра, была бы намного интереснее. Какую мелодраму можно было бы запилить, с роковым красавцем и запретными чувствами... вот такое что-нибудь... и не скажешь же, что китайцы на такое принципиально не способны! Да даже если он в итоге оказался бы не виноват в большинстве злодейств, которые ему приписывают, все равно было бы куда интереснее!
Кстати, поняла сейчас еще одну причину своего разочарования: я ждала что-то вроде "Неукротимого"😆. Ведь можно было изобразить героя одновременно и неоднозначным, с реально плохой репутацией, и при этом заслуживающим сильного чувства! Хотя бы наподобие Вэнь Кэсина из "Странников" - ну реально не подарок, чего уж там! Можно так? Можно, конечно... если автор - Мосян или Прист. И если произведение - не сахарный ромком...
Кто-то скажет: ну тебе все кровавую драму подавай, а нам и милой любовной истории хватит... Но дело в том, что и любовные истории могут вызывать сильные эмоции, дело тут не в том, насколько драматично закручен сюжет, а в мастерстве создателей фильма. Например, не помню, над каким фильмом я рыдала сильнее, чем над мелодрамой "Разум и чувства" 1995 года. Игра гениальной Эммы Томпсон всю душу вынула! И сценарий по роману Джейн Остин. А ведь речь там идет всего лишь о мечтах и надеждах на взаимное чувство, никакой серьезной драмы героиня Эммы не переживает! Если я увижу китайскую традиционную романтику такого уровня, стану поклонницей этого жанра. Кстати, я даже кое-что видела близкое по уровню, но там, где любовная линия не основная. Почему-то у китайцев именно романтический жанр отличается крайней инфантильностью и неубедительностью.
Ладно. Пусть детский сад с малышами, которые стесняются друг до друга дотронуться и боятся признаться в своих чувствах даже самим себе (хотя оба уже старше 20, вообще-то). Допустим. Но даже с такими героями можно было закрутить какой-никакой сюжет. Много же предпосылок для этого! Например, герой - пришелец из средних веков (или считает себя таковым), ничего о нашем мире не знает. Однако в сериале это не составляет для него проблемы! Он мгновенно осваивает гаджеты, Интернет, оттуда узнает вообще все, что надо знать, - за какие-то несколько дней. Переодевшись, он ни манерами, ни речью никак не отличается от обычного человека. Объясняют это тем, что он очень талантливый. Не знаю. Совершенно неубедительно. Опять вспомню "Будь моей принцессой": как здорово там обыграны все эти моменты адаптации (хотя герой и не совсем попаданец)! Как там хороша актерская игра! Здесь эта тема полностью слита.
Комедией вообще почти не пахнет, разве что в первых сериях, когда Сяо Уди еще натужно пытается изобразить "злодея", а потом решает найти для Нань Син парня, чтобы освободиться от связи с ней. Там есть два-три забавных момента, но на этом все. То есть ни драмы, ни комедии, ни толковой фантастики... Сюжет со временем съезжает на скучные рельсы построения карьеры и какой-то банальной повседневности (хотя и такое можно подать не скучно, но увы...). Ярких конфликтов, нестандартных сюжетных ходов крайне мало - такое ощущение, что сценаристы просто боятся побеспокоить зрителя. В исторических вот не боятся поубивать в финале всех героев, а в молодежной романтике - тишь да гладь... Что за двойные стандарты? Впрочем, чего ждать от сериала, где герои регулярно беседуют по душам с плюшевым мишкой? Есть одна попытка "в драму" - история первой любви Нань Син - но... Черт знает, почему это все так неубедительно. Наверное, потому что тётушка Ань выглядит до странного беззаботно, когда говорит о погибшем сыне... Вот не верю и все!
Немало экранного времени уделяется и второй паре: боссу Лу и его партнерше по бизнесу и давней подруге Е Цин. Оба - ну крайне бесцветные персонажи. Особенно Лу Цзычэнь. Девушка чуть пободрее, но тоже какая-то невыразительная. И вот понятно, что они друг другу нравятся, но признаться не могут, один другого не понимает, да еще и папаша Лу что-то там мутит... в общем, старо как мир и скучно, как изжеванная жвачка.
В сериале всего-то 25 серий (основное его достоинство), но авторы ухитрились все же сделать так, что середина конкретно провисает! В последних сериях сценаристы проснулись и вспомнили, что нужен же какой-никакой конфликт! И Сяо Уди начал то пропадать из нашего мира, то появляться снова. Но героиня не успевала даже как следует соскучиться🤣. Вишенкой на торте стало неизбежное клише: исцеление любовью! Психологическую проблему героини, перед которой врачи оказались бессильны, герой вылечил на раз. В финале, однако, есть один момент, которые меня порадовал: авторы придумали красивое объяснение тому, кто такой на самом деле Сяо Уди и откуда он взялся.
И еще кое-что мне здесь не резало глаз, вернее, кое-кто. Исполнительница главной роли Шэнь Юэ. Она не слишком сильно кривляется. В сериале подруга героини говорит, что у девушки не складывается личная жизнь, потому что она "не женственная". Не миленький писклявый поросенок в рюшечках, то есть. Тут я подумала: "Ура! Неужели нормальная героиня? Ну их нафиг, китайцев, с их "женственностью". Ну как бы да, она спортсменка и предпочитает джинсы. И довольно прямолинейна. Поэтому женственность ее... в нормальных пределах. Некитайский зритель вполне может смотреть без рвотных позывов😂. Герой, актер Чэнь Чжэюань, симпатичный, но не "ах, какой красавец", на мой вкус. И милый, хороший влюбленный мальчик у него получился отлично, а вот демонический злодей... Простите, нет.
Я редко пишу отрицательные отзывы, поскольку то, что не нравится, обычно не могу досмотреть, а значит, и писать вроде не о чем. А тут вот все смотрела и надеялась на развитие сюжета в интересном мне направлении... Но увы, чуда не произошло. Наверное, у таких сериалов есть своя аудитория - как-то ведь он набрал 7.3 балла на Douban - столько же, сколько и реалистичный, лихо закрученный и эмоционально захватывающий "Быть героем". Но я поняла, что аудитории этих двух сериалов совершенно не пересекаются, а также определилась, к какой из них себя отнести. Больше на грабли ромкома не наступлю, разве что по о-очень убедительной рекомендации.
Прошу прощения, если кому-то это сериал понравился. Напишите тогда, пожалуйста, чем именно. И еще предлагаю поговорить о китайских ромкомах. Нравятся ли они вам и почему? Жду комментариев!