В терапии чаще можно слышать о вине, чем о стыде. Есть теория, что вина - это реакция на силу и мощь, а стыд - на слабость и бессилие. Мне кажется, именно поэтому человеку, приходящему в терапию проще предъявлять для исследования вину, чем приносить стыд, а значит слабость.
Стыд затрагивает нашу идентичность, ядро, в то время как вина - нечто, что лежит на поверхности, что в случае здорового исхода может исправлено прямо или опосредованно. Что я имею в виду.
Вина - это переживание ошибки, ненамеренного действия. В этой форме осознавания мы не утрачиваем ресурс для исправления ситуации.
Прямо - это когда есть тот, перед которым мы испытываем вину и мы предпринимаем некое действие по исправлению своего поступка.
Косвенно - когда объект нам недоступен, но мы можем трансформировать свои действия в похожих ситуациях, но уже с другим объектом.
В остальных случаях, когда вина переживается долго и постоянно - она цепляется за пограничное расщепление себя на плохого и хорошего. Особенность расщепления в том, что когда есть плохой - нет хорошего и когда есть хороший - нет плохого объекта (себя или другого). Это суть механизма расщепления, как защиты. В случае вины - защиты от другого и защиты от собственного отсутствия совершенства. Невротическая вина - это всегда про пограничное состояние.
В нашем опыте за виной всегда следует если не исправление, то наказание. В случае невротической вины, человек призывает свой внутренний садистический объект или интроект (маму, например, считавшую, что “быть эгоистом - плохо”, “не расстраивай маму” или религию, в которой “подставь другому щеку”) и тогда человек, лишая себя энергии изменений, тратит ресурсы на самобичевание, обсессии, компульсии - выбирает форму наказания себя.
Это может переходить в разряд “замены действия”, когда испытываемая человеком вина иррациональна, усилия направляются не на другой объект с целью восстановить с ним и с собой отношения, а разыгрывается сценарий самоистязания, который тоже предусматривает ритуальные действия по исправлению - человек, например, может лишать себя радости строить планы, мечтать, да и просто быть в хорошем расположении духа, не говоря о более изощренных способах самонаказания.
Когда чувство вины рационально, мы тратим усилия на переживание (пережовывание- понимание и усвоение), и мы получаем ресурс для исправления ситуации. Мы действуем, восстанавливая равновесие систем.
В случае невротической вины - это пережовывание не дает нам насыщения и тратит наш ресурс, при этом, не приводя к компенсации. Процесс не восполняет психический голод, нехватку - если говорить психоаналитическим языком - собственной ценности. То есть переживая чувство иррациональной вины, бичуя себя, мы всего лишь снижаем собственную тревогу, не исправляя ситуацию ни для себя ни для другого, совершая ритуальные, сценарные действия. Наше бездействие приводит к переживанию чувства стыда. Круг замкнулся.
У меня в практике была клиентка, которая обратилась с ощущением хронического, тотального чувства вины. За изменение климата, за войну, за голод в отдельных странах. И это не шутка. Оказалось, что источник ее вины и стыда - мама, которая посвятила ей жизнь и заместила все свои интересы интересом к жизни своей дочери. Это были созвоны в течение дня с обязательным откровением дочери и активным участием и советами матери. Постоянные жалобы со стороны последней на одинокую жизнь, на отсутсвие дочери рядом, вызывали у девушки тревогу, однако, после решения матери переехать в тот же город, где жила дочь, повергли ее в состояние ужаса. На кону была ее вся “псевдо отдельная” жизнь, с намечающимся браком. Она не допускала малейшую мысль о противодействии матери, так как все время повторяла “она же посвятила мне свою жизнь, я ей должна”.
Подобный случай демонстрирует, как может проявляться тревога, вина и стыд в едином взаимодействии, лишая человека способности жить полноценной жизнью. Тревога в этом случае являлась связующим элементом в каждом эпизоде. Тревога за свое будущее, тревога за маму, тревога за возможные действия. Вина и стыд как будто цементировали любые попытки изменения, лишая сил и надежды на будущее. К слову, у клиентки мимически запечатлелась эта ситуация “маской печали”.
Что делать? Разбираться с причинами. Если вы склонны часто испытывать чувство вины и стыда - это повод исследовать не только самооценку. Чувство вины - сочетание страха, аутоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии. Каковы его истоки?
Стыд появляется по причине неуместности и неадекватности действия или поступка и связан с самоосуждением. На чей взгляд эта неуместность или неадекватность проявлена? Здесь могут быть представлены как внутренние объекты психики, так и внешние - вполне реальные и значимые люди.
Талия Тепцова
Психоаналитический подход в терапии. очно и онлайн.
Автор: Тепцова Талия
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru