Мой первый учитель арабского языка был египетский историк, так случилось, что мы с ним познакомились на языковых курсах. Он преподавал в университете и проводил экскурсии для туристов. Так вот, как - то в разговоре он сказал мне, а знаешь сколько было богов в Египте? То, что вы знаете, это капля в море. Он рассказывал об удивлении туристов, когда они разглядывали скульптуры египетских богов. Некоторые скульптуры очень неоднозначные, и даже можно сказать, языческие.
И вот об одном таком Боге я хочу вам рассказать, это Бог Бес. Он изображался карликом с чертами человека и льва. Его изображают с бородой и львиной гривой. На спине он носит обезьянью шкуру, а подпоясан он, змеёй.
Его почитание восходит, по крайней мере, к 1700-м годам до н.э., Среднему царству Египта, хотя некоторые ученые считают, что Бес возник еще раньше, в более львиной форме.
Древние египтяне считали его защитником бедняков и богом веселья. У китайцев был подобный Бог Хотей.
Вы наверное видели подобные изображения, многие называют его Буддой, но это совсем другое божество. Хотей – это Бог богатства, веселья и счастья. В фен-шуй Хотея используют для того, чтобы гармонизировать пространство и наполнить жизнь человека.
Но вернёмся к Богу Бес. Он действительно существует во многих древних надписях и папирусах, и, несмотря на его странный вид, его считали богом веселья и счастья, и изгнанником злых духов.
Он относится к древнеегипетским карликовым божествам. И хотя он не похож на всех других богов и богинь Древнего Египта, которых мы все знаем и видели вырезанными на стенах храмов, ему широко поклонялись. И поскольку большинство древнеегипетских божеств изображались с головами животных, то, это о чем-то говорит. Считается, что божество Бес, это прототип богини Баст (кошки). Его наиболее важной ролью была защита матери и ребенка, особенно в опасное время родов.
Древние египтяне считали его символом счастья и радости, потому что он всегда носил с собой бубен или барабан. А для того, чтобы супружеские отношения были крепкими египтянки рисовали его на бедрах, танцовщицы и служительницы храмов рисовали его на животах, чтобы уберечься от болезней. Считалось, что изображения этого бога на предметах обихода защищало детей, беременных женщин и семейные отношения.
Также упоминается, что в период Птолемеев (332-30 гг. до н.э.) Бесу дали обнаженную спутницу по имени Бесет, и их глиняные гипсовые изображения украшали "инкубационные камеры" в Саккаре, где Бес имеет статую в храме Дендера и знаменитую комнату, примыкающую к храму Саккара, к которой египтяне и паломники проводили ночь, чтобы избавиться от бесплодия.
Мастера и ремесленники вырезали его на кроватях и подголовниках, зеркалах и косметичках. Археологи нашли его изображение на косметических баночках для крема и другой косметики. В Древнем Египте и мужчины и женщины носили макияж для защиты от солнца и насекомых, поэтому связь с богом-защитником имеет смысл и здесь.
Его подобие даже найдено в руинах Амарны, где фараон Эхнатон запретил любое поклонение, кроме поклонения солнечному диску, Атону.
Бес охранял домашние хозяйства, как горгульи в католической церкви или отвратительные монстры перед тайским храмом. Имя Бес появилось позже, логичный выбор, учитывая его роль — означает "защищать".
Популярности Беса способствовал тот факт, что он был богом юмора, музыки и танцев. Он знал, как хорошо провести время. И хотя у него не было храмов, и верховных жрецов или жриц — он всё же был любимым богом всех классов, от королевской семьи до самого бедного рабочего. Есть свидетельства того, что во время некоторых религиозных церемоний жрецы надевали костюм Беса.
В одной из ранних форм Бес был известен как Ага, или Боец, и изображен душащим змей голыми руками, в связи с чем его изображение появляется на ножах как защитный амулет для владельца. Бес стал талисманом и для военных. Римские легионеры облачили Беса в доспехи и дали ему меч и круглый щит.
Если ребенок смеялся или улыбался без причины, говорили, что Бес находится рядом и корчит смешные рожицы.
Только после прихода христианства Бес, наконец, получил своего собственного жреца — оракула в Абидосе, где, как говорили, он охранял тело Бога смерти Осириса.
Культ Беса привлекал внушительную толпу паломников, пока император Констанций II не прекратил эту деятельность около 359 года н.э.
Фото не по теме, но когда я искала фото изображения Бога Бес для статьи, я увидела это фото Фараона Эхнатона, не знаю как вы, но я не могу отвести от него взгляд, что-то таинственное и загадочное притягивает к нему.