Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Непредставление в составе ПНООЛР договоров на передачу отходов, заключенных на весь отчетный период, как основание для отказа в утверждении

Является ли непредставление предприятием в составе ПНООЛР договоров на передачу отходов, заключенных на весь отчетный период, основанием для отказа в утверждении НООЛР?

Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п. 26 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021) (далее – Методические указания»)  в раздел «Приложения» НООЛР объектов НВОС I и II категорий включаются, в т.ч. заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов иным хозяйствующим субъектам с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов определенных видов и классов опасности (при наличии).
На основании п. 21.3 указанного нормативного правового акта в подразделе «Сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания» приводятся данные о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, в табличном виде (согласно рекомендуемому образцу, содержащемуся в приложении № 7 к данным Методическим указаниям).
При этом в графах 8, 9 и 10 приложения № 7 к Методическим указаниям указываются данные по хозяйствующему субъекту, которому передаются отходы в целях их обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, при необходимости могут быть изменены. Соответствующая информация отражается в отчете по результатам осуществления производственного экологического контроля. В графе 8 приложения № 7 к Методическим указаниям указывается идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 158 Гражданского кодекса РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
В соответствии со ст. 159 указанного нормативного правового акта сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.
При этом если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.
Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.
В соответствии с п. 2 ст. 161 указанного нормативного правового акта соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со статьей 159 данного Кодекса могут быть совершены устно.

Таким образом, при передаче отходов стороны вправе определять способы такой передачи:

а) без заключения договора в форме устной сделки, исполняемой при самом ее совершении;
б) с заключением договора.

На основании изложенного термин «при наличии», используемый в п. 26 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021), означает необходимость представления  в разделе «Приложения» НООЛР объектов НВОС I и II категорий, в т.ч. заверенные хозяйствующим субъектом копий договоров на передачу отходов иным хозяйствующим субъектам с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов исключительно в случае наличия данных договоров, заключенных в письменной форме.
При этом необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно п. 6.3 указанного нормативного правового акта Росприроднадзор имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Необходимо отметить, что в соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 июня 2017 г. № АА-10-02-33/12562 «О рассмотрении обращения» требования, установленные Методическими указаниями должны применяться в соответствии с действующим законодательством.

При этом непредставление в составе ПНООЛР договоров на передачу отходов, заключенных на весь отчетный период, не может являться основанием для отказа в утверждении НООЛР.

Таким образом, отсутствие в приложениях к ПНООЛР договоров на передачу отходов, не может являться основанием для отказа в утверждении НООЛР.