Принято считать, что двигатель успеха компании — руководитель. На нем лежат решения основных задач, ответственность за успехи и поражения, управление работниками, командами и отделами. Но рядовые сотрудники принимают участие в жизни компании не меньше, на них тоже лежит большая ответственность. Первыми это поняли в Японии, где придумали систему кайдзен.
Кайдзен — это термин, означающий непрерывное совершенствование: «кай» означает «изменение» и «дзэн» означает «хорошо». Постепенное, но постоянное улучшение.
По философии кайдзен, руководитель — это лидер, а не начальник. А сотрудники - это партнеры по бизнесу. Таким образом, в компании формируется система, где каждый болеет за результат и общий прогресс.
Благодаря пяти принципам отношений между работником и организацией, стремление к совершенству поддерживается на высоком уровне:
- Пожизненный найм
Сотрудников, даже при сокращении рабочих мест на какой-либо должности, не увольняют, а переводят в другую сферу.
- Обучение на рабочем месте
Высшего образования на любой работе будет недостаточно. Поэтому по кайдзен работников доучивают с учетом специфики конкретной компании, на основе практических знаний, добытых методом долгих проб и ошибок. Такое обучение идет непрерывно, что помогает человеку быстрее продвигаться вверх по карьерной лестнице.
- Ротация сотрудников
Выполняемая в плановом порядке ротация кадров расширяет возможности сотрудника, налаживает коммуникацию с другими подразделениями. Это помогает при возникновении проблем между отделами или филиалами компании.
- Все на своих должностях
Основная идея: каждый занимается тем, что лучше всего у него получается. В таком случае сотрудник становится максимально эффективен. Для этого необходимо наблюдать за сотрудниками и их успехами в определенных сферах.
- Вознаграждения
К успехам компании причастен каждый сотрудник. Все работники получают вознаграждение. Таким образом коллектив нацелен на постоянные победы. Если происходят неудачи, сотрудники не бегут из компании, а стараются коллективно найти решение и бороться за её выживание.
Основные идеи кайдзен: командная работа и бережливое производство.
Устранение разрозненного мышления, совершенствование корпоративной культуры и поощрение инициативы, а не результата — все это способствует командной работе.
Устранение процессов, которые ведут к убыткам, оптимизация работы каждого сотрудника и упор на нужды потребителя дают преимущество перед другими в отрасли, приводят к повышению квалификации рабочей силы и уменьшениям затрат, что создает долгосрочную ценность компании
О реальном примере системы кайдзен мы расскажем в следующих постах. Следите!