Уже совсем скоро мы будет наряжать елку и украшать дома к волшебным рождественским и новогодним праздникам. А какой праздник без поздравительной открытки! Рассказываем о некоторых из них из собрания Музея истории религии.
Традиция посылать на Рождество открытки родилась в Англии в XIX веке, но всемирную популярность завоевала только к началу XX века. Поздравительная открытка была одним из самых легких и дешевых способов поздравить друзей и родственников, живущих в других городах и странах с важным праздником. Как правило, на рождественских открытках изображались герои новозаветной рождественской истории, основные символы праздника – вертеп, ель, Вифлеемская звезда, ангелы, сообщающие миру радостную весть о рождении Спасителя. Популярны были и изображения самого торжества: семейная идиллия, вручение рождественских подарков, красота и тайна рождественской ночи. Сегодня, несмотря на активное использование телефонов и интернета, позволяющих людям, находящимся в разных местах общаться друг с другом, рождественские открытки сохраняют свою популярность, ведь и отправка, и получение поздравления тоже являются маленьким чудом рождественского праздника.
По сложившейся традиции в Германии, Австрии, а так же странах Балтии и Скандинавии рождественские открытки часто украшали изображениями трубочистов и поросят. Считалось, что трубочисты приносят удачу и счастье, их труд позволяет избежать засорения печных труб и пожаров. Поросята являлись символом сытости, достатка и благополучия, что позволило сделать их рождественскими компаньонами трубочистов. В канун Рождества улочки европейских городов часто становились свидетелями веселых прогулок трубочистов и идущих рядом поросят, одним своим присутствием дарящих горожанам надежду на счастливый и благополучный грядущий год.
Ель как символ вечной молодости и обновления мира была известна задолго до возникновения христианства. В римских Сатурналиях вечнозеленые растения использовались в качестве символа обновления мира. Сосны являлись символом греческой божественной пары Аттиса и Кибелы, а пихта ассоциировалась с главой скандинавских богов Одином. Растения щедро украшались, а к их стволам подносили дары. Легенда о рождественской елке родилась в средневековой Германии и связана с именем святого Бонифация, который, дискутируя с германскими язычниками, срубил священный дуб Одина, чтобы показать беспомощность скандинавского божества. Заменой священному дереву стала христианская ель – символ победы Христа над смертью и торжества вечной жизни.
Рождественская ель так же ассоциируется с райским Древом познания и напоминает верующим о возможности вновь войти в Рай, возвращенной людям Спасителем. Огни и свечи, украшающие растение, стали ассоциироваться с человеческими душами, вершину ели короновали Вифлеемской звездой, а под ветви начали прятать рождественские подарки.
Ангелы – неизменные гости в домах на Рождество. Вместе со взрослыми и детьми они славят Младенца Христа, символизируя любовь, надежду и ожидание чуда. Ангелы часто появляются в рождественских рассказах, выступая в роли вестников, защитников и помощников людей. Одной из рождественских традиций является украшение ели фигурками ангелов, оберегающих покой дома и его обитателей. Согласно одной из рождественских легенд, именно ангелам люди обязаны появлением традиции наряжать рождественскую елку. Выбирая символ светлого праздника, из всех деревьев, найденных в лесу, посланники Бога сочли самым достойным представителем Рождества скромную, не теряющую зеленого окраса красавицу-ель.