9 декабря почтовые службы и не только отмечают удивительный праздник: День рождения Рождественской открытки.
Впервые с Рождеством догадались поздравлять прихожан и паломников средневековые монахи в католических монастырях в Европе. Маленькие гравюрки с трогательными сюжетами священного писания продавались за символическую плату. Зажиточные люди охотно скупали эти картинки, украшали ими свои дома, дарили родне. Их не посылали по почте, их вручали лично в руки. И вряд ли их можно назвать открытками в нашем понимании.
Конечно, предложенное выше изображение появилось гораздо позже. А в 1794 году английский художник Добсон ( имени, кстати нет нигде почему-то) нарисовал поздравительную карточку для своего друга. На ней был зимний пейзаж и семейная сценка рядом с украшенной ёлкой. Карточка так понравилась, что на следующий год несколько дюжин таких изображений было напечатано и - та-дам! - отослано по почте знакомым художника в виде рождественского подарка. И карточки с рождественским поздравлением пошли, что говорится, в народ!
Первые настоящие коммерческие рождественские почтовые открытки были выпущены Генри Коулом в Лондоне 1 мая 1843 года, на них была изображена иллюстрация, выполненная Джоном Хорсли. Кстати, чтобы вы не думали, что открытки рисовать просто, скажу, что Дж. Хорсли был к тому времени знаменитым художником. В том же 1843 году работа Джона Хорсли «St Augustine Preaching» заняла призовое место в конкурсе по оформлению интерьера Вестминстерского дворца. Он стал одним из шести художников, которым в 1844 году было поручено исполнять во дворце свои фрески. Правда эта деятельность не помешала ему чуть позже придумать специальный предоплаченный почтовый конверт, ставший предшественником почтовой марки.
Итак, о второй открытке.
В центре изображения - три поколения семьи, провозглашающие тост за получателя открытки: по обеим сторонам изображены сценки благотворительности с раздачей еды и одежды бедным. Открытка была раскрашена вручную. Она была чрезвычайно мила. А идея была чрезвычайно практична. Были напечатаны две партии открыток общим числом 2050 штук, которые были распроданы в том же году по 1 шиллингу каждая. Надо сказать, что успех был ошеломительным, а открытки отпечатанные весной и в начале лета покупали для будущего Рождества не скупясь.
На самом деле здесь изображена семья сэра Коула, сидящая за рождественским столом, и подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Просто Сэр Генри Коул, не успевая написать поздравительные письма друзьям, заказал художнику изображение и оплатил его печать литографским способом.
А с 1860-х производство открыток было поставлено на поток. В 1862 году большим тиражом была отпечатана первая серия рождественских открыток, и все они мгновенно были раскуплены.
На первых английских открытках редко изображались зима или религиозные сюжеты, вместо этого предпочтение отдавалось цветам, феям и иным сказочным рисункам, напоминавшим получателю о приближении весны.
К 1880 году по почте рассылалось более 11,5 миллиона карточек Почтальоны были загружены и впервые начали предупреждать: «Не откладывайте отправку открыток до самого Рождества».
В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 1890-х. Причем купцы привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами писали на русском. Иногда на карточках был один только контур рисунка, остальное закрашивалось самостоятельно. Занятие это было довольно трудное, и стоили открытки недешево, тем не менее они были популярны.
А выпустили первые рождественские открытки в России с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников.
И хотя на них не было надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.
Однако на открыточном рынке появились и первые конкуренты в виде Германии, которая просто всех забросала рождественскими открытками. Появилось и изображение немецкого Деда-Мороза - этакого старичка в очках, похожего на пожилого доктора или учителя. Открыток стало много, они стали дешеветь, появились и первые коллекционеры открыток. Стали появляться специальные альбомы и рамочки для красивых открыток... Короче, индустрия заработала!
Не чтобы русские художники сильно обеспокоились этим фактом. Но! Лучшие наши русские художники: Николай Рерих, Иван Билибин, Константин Маковасов, Леонид Бакст, Александр Бенц и многие другие стали рисовать свои новогодние и рождественские сюжеты. На открытках появились русские тройки, снежные зимы, детишки с колядками, заметенные пургой деревеньки, реки, скованные льдом, купола храмов.
С тех пор в России и было налажено производство рождественских открыток, которое прекратилось в годы советской власти.
К сожалению, мы забыли, оставив в прошлом, целый пласт культуры. Ведь открытка, которую вам подписали, и ценилась, и хранилась дольше. Когда-то у меня была целая коробка с красивыми новогодними советскими открытками. Всё потеряно за 3 переезда. А ведь каждая из них хранила почерк своего хозяина: резкий, обычно в фиолетовых чернилах - моего деда, аккуратный синей шариковой ручкой - или двоюродной сестры, или учительницы, с которой молодые родители познакомились в Крыму. А как смешно продавливали буквы на открытках мои маленькие племянники!
Понимаю, что уйдя дальше в тему, могу утонуть. Остановлюсь.
Ловлю себя на том, что через несколько дней опять большинству знакомых и коллег просто отошлю красивую цифровую картинку, всего лишь нажав клавишу на телефоне. Новый век, новые технологии. Только вот мы имеем возможность посмотреть на старинные открытки, а наши внуки? Что увидят после нас они? Никакая технология не сможет передать тепло поздравлений, которые специально кто-то написал для кого-то. Это не передача информации как таковая. Это передача ощущения Нового года и всего праздничного, что нас окружало когда-то. Наши чувства и эмоции. Я ведь помню, как мы подбирали с мамой открытки для наших адресатов. И они не повторялись, ведь каждому из них хотелось написать что-то своё, особенное, и изображение на открытке в этом очень помогала.
Достижения в области цифровой фотографии и печати обеспечили многих людей технологией разработки и печати собственных открыток с использованием как собственных оригинальных рисунков или фотографий, так и имеющихся во многих компьютерных программах или в Интернете в виде клип-арта, а также большого выбора шрифтов. Такие самодельные открытки включают личные моменты, такие как семейные фотографии и снимки праздников. Интернет позволил тысячам независимых профессиональных дизайнеров и дизайнеров-любителей выпускать и распространять праздничные открытки по всему миру. Ну что ж, может это и правильно, что материальный мир меняется.
Но мне уже подарили Новогоднюю открытку. Сделанную неумело, но своими руками. И как в 19 веке - надпись очень простая - "Счастливого Нового года!" Как это на не нашем-то языке? А? Скрапбукинг... Так что история рождественской открытки явно не закончена.