Однажды, в 1978 году, накануне праздника Воздвижения Честного Креста к преподобному Паисию Святогорцу, в келью Честного Креста на Афоне пришёл один молодой иеродиакон.
Увидев его, отец Паисий в шутку сказал: «Добро пожаловать, Ваше преподобие, отец диакон. Ты ко мне на престольный праздник? Владыка едет, самые голосистые певчие соберутся, рыбу для трапезы в море уже ловят — я заказал. Килограммов сто — не знаю, хватит ли… Только вот дьякона позвать забыл, а ты и сам тут как тут. — А потом всерьёз добавил:
— Оставайся сегодня здесь. Совершим вдвоём бдение, а утром придёт из Ставроникиты иеромонах и отслужит Литургию».
Они навели в каливе порядок, а около пяти вечера начали бдение по чёткам. Отец Паисий молился у себя в келье, а иеродиакон — за стенкой, в маленьком архондарике.
Примерно раз в час преподобный стучал в стенку и спрашивал: «Дьякон, ты там как? Спишь или молишься?» Около часа ночи отец Паисий позвал иеродиакона в храм — читать последование ко Святому Причащению. Преподобный поставил гостя в единственную стасидию, которая помещалась в храмике, дал ему в руки свечу, а сам встал рядом.
Отрывок из полной серии аудиокниг преподобного Паисия Святогорца:
Вы читаете отрывок из "Жития преподобного Паисия Святогорца". М., Орфограф, 2021, с.366-367
Диакон читал канон, а преподобный перед каждым тропарём с умилением произносил стих: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», воздевал в молитве руки и клал земной поклон. А когда диакон начал читать богородичен пятой песни: «Марие, Мати Божия, благоухания честное селение…», началось что-то необъяснимое. Сначала послушался тихий шум, словно вокруг поднялся несильный, нежный ветер. Одновременно в храмике, где было совсем темно — только свет от лампадок и свечи, — стало светлее, чем днём. А лампада перед иконой Пресвятой Богородицы начала размеренно качаться, как маятник. Остальные лампады висели как обычно.
Диакон, не зная, как ему реагировать на происходящее, повернулся к отцу Паисию, но тот сделал ему знак молчать. Диакон молча стоял в изумлении. Лампада продолжала красиво раскачиваться, церковка была залита Светом, а преподобный, скрестив на груди руки, замер в земном поклоне, касаясь лбом пола. Через полчаса с небольшим диакон сам решил продолжать чтение последования. Вскоре тихо угас Свет, остановилась и лампада.
Закончив читать последование, они вышли из храма и молча сели в коридорчике. Преподобный был очевидно духовно преобразившимся и ничего не говорил. Наконец диакон набрался духу и спросил:
— Геронда, что это было? Что сейчас произошло?
— Ничего такого не произошло, — ответил старец.
— Как «ничего такого»? Я же сам видел!
— Ничего такого не произошло, — повторил отец Паисий. — Ты что, не знаешь, что Матерь Божия каждую ночь проходит по монастырям и кельям и смотрит, что делают монахи? Ну вот и сюда решила заглянуть. Видит—двое ненормальных правило читают. «Дай,—думает,—их поприветствую»,— вот и покачала лампадкой.
Пока не пришёл священник, преподобный рассказывал иеродиакону и о других божественных событиях из своей жизни. А через несколько месяцев по секрету поведал ему и о том, что в ту ночь видел не только Свет и раскачивающуюся лампаду, но и Саму Пресвятую Богородицу.
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь