Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как мы начинаем реагировать одинаково. И снова - человек массовый и человек индивидуальный (5)

Почему возникает слияние с группой, почему мы оказываемся уязвимыми к симбиотическим групповым процессам, почему эти процессы нас затягивают?

Во-первых, когда члены группы испытывают сильный стресс, их потребность в защищенности повышается. И они могут сливаться в единомыслии, идеализировать группу, не сомневаясь в ее разумности и моральности, отказываясь от личной ответственности, чувствуя себя под защитой сильной и непогрешимой команды.

Во-вторых, человек – существо неизбежно ограниченное. Мы не можем иметь все возможные знания. Мы ограничены в наших способностях и возможностях.

Про ограниченные способности: Скажем, меня можно было бы научить плохо играть на пианино, но я бы никогда не стала профессиональной пианисткой. Про ограниченные возможности: Моя возможность стать президентом своей страны теоретически существует, хотя практически она крайне мала. (Да я и не буду пытаться.) А моя возможность стать королевой Великобритании вообще равна нулю. Не в той семье родилась, знаете ли. А в данном случае рождение не в той семье – это приговор.

Далее: мы сможем развить не все свои способности, мы сможем реализовать не все свои возможности, мы не сможем получить все возможные знания. Потому что сам срок нашей жизни ограничен, и нам не успеть переделать, испробовать и узнать все. Приходится выбирать.

Ну ладно, на бессознательном уровне в нашу голову вмещается много. Только вот ведь досада: объем хранимой в голове и доступной нам на сознательном уровне информации тоже ограничен. И поэтому мы распоряжаемся местом в своей голове экономно и не все, что мы принимаем туда для содержания, хранится в пределах доступности.

И, в конце концов, по многим вопросам мы не имеем своего мнения. Лично у меня нет никакого мнения о вреде или безвредности ГМО. Я просто не знаю. По другим вопросам мы принимаем готовые мнения, потому что нам не хватит времени, чтобы сформировать собственное мнение по всем вопросам. Есть ли у вас собственное мнение о президенте Словении? Если бы я захотела его сформировать, мне пришлось бы серьезно вникать в политическую жизнь Словении. Но, если бы вдруг в наших СМИ замелькало имя президента Словении, и про нее стали писать (кстати, это женщина), вполне возможно, я бы поверила тому, что пишут. Не пытаясь добрать информацию, которой мне недостает, чтобы сформировать личное мнение. – Также я могу иметь мнение о характере человека, которого знаю очень поверхностно. Если мне его охарактеризовал кто-то из симпатичных мне людей, я, вероятно, поверю. Если мне не придется ближе общаться с этим человеком, я могу так и остаться с этим чужим мнением о нем.

А в некоторых ситуациях нам не хватает информации, чтобы понять, что происходит прямо сейчас. Представьте, что вы живете в не очень благополучном районе города, где по ночам ходят-бродят, гуляют по дворам компании людей: подвыпивших и пьяных, молодых и не очень. Если ночью во дворах вдруг раздается крик или визг, жильцам домов не очень понятно: Там на кого-то напали или там просто дурачатся подвыпившие люди. Что люди типично в таких случаях делают? Чаще всего ничего не делают. Потому что не понимают, стоит ли им беспокоиться.

Не имея возможности составить собственное мнение по всем вопросам, мы чувствуем беспомощность. И тогда нас охватывают симбиотические настроения, и мы полагаемся на других людей. С наибольшей вероятностью – на большинство. «Если большинство не беспокоится, то и я не буду», - заключаем мы (возможно, неосознанно).

Автор: Литвинова Татьяна Викторовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru