Статья о том как формируются психоэмоциональные состояния. Как они управляют нашей жизнью в контексте отношения к деятельности, а также упражнение для прояснения собственного состояния.
Любое из состояний человека – это определенная точка в пространстве его внутренних координат, в которой собственные убеждения и опыт пересекаются с текущей ситуацией в объективной реальности.
Из личных наблюдений
Каждому из нас известно, что у человека бывают разные состояния. Я говорю сейчас о состояниях душевных, или психических. Душевных состояний великое множество, это состояние покоя или стресса, конфликта или принятия, симпатии или антипатии и так далее, список можно продолжать бесконечно долго.
Чем же обусловлено появление любого Состояния и как эти Состояния влияют на отношение человека к деятельности?
Интересное определение было дано Академией наук СССР в 1984 году. И хотя оно относится к технической терминологии, невозможно не увидеть очевидную и закономерную связь с психологией человека. Вот как выглядит данное определение: «Внутреннее состояние – это состояние объекта, определяемое значениями внутренних координат.»
И у каждого человека как объекта окружающей реальности есть своя система внутренних координат. А именно, координаты: «что такое хорошо и что такое плохо». То есть, когда индивидуум находится в некой точке пространства, определяемой координатами как «положительная», его внутреннее состояние тоже «стабильное, нормальное», и, наоборот, если точка «отрицательная», то и состояние «стрессовое, негативное». Это можно описать простой философской истиной.
Внутренний конфликт есть продукт противоречия между собственными убеждениями и поступками, которые обусловлены реальностью.
Работая по методике, мы всегда работаем с такими состояниями, потому что, какие бы действия ни совершал человек, он предварительно помещает себя в ту саму «точку на оси координат», которая соответствует этой деятельности. То есть помещает себя в некое состояние. Это происходит непроизвольно и неосознанно в силу того, что на каждое действие, совершенное ранее, у разума приготовлен сформированный шаблон. Сообразно данному шаблону человек мыслит, принимает решения и совершает все свои действия.
Шаблонное мышление – это прекрасный инструмент разума, позволяющий делать многое автоматически, без привлечения дополнительных ресурсов. Но весь подвох в том, что, совершая какие-то повседневные рутинные действия, для которых осознания и не требуется, человек попадает в зависимость от этого инструмента, то есть, выражаясь фигурально, хвост начинает вилять собакой. И человек руководствуется уже не объективной реальностью, которая постоянно изменяется, а набором шаблонов, подобных программному обеспечению компьютера. В итоге, вместо того чтобы осознанно взаимодействовать с реальностью, индивидуум превращается в биоробота, действующего полностью автоматически и отказывающегося от рациональных, то есть разумных и осознанных действий.
Паттерны поведения в сознании, препятствующие личностному росту и развитию осознанности, можно определить как шаблонное мышление. В таком случае состояние, в которое помещает себя человек, будет Шаблонным состоянием.
Хуже всего в шаблонном мышлении то, что формируется не только шаблон самих действий, но также и ожидаемый результат, который и определяет отношение к производимым действиям. Именно поэтому так важно научится прояснять Состояния, в которых вы совершаете те или иные действия, особенно это касается Шаблонных состояний. Это позволяет увидеть заложенные ограничивающие установки и ранее сформированные ложные убеждения. Увидеть собственные условные рефлексы.
А сейчас расскажу, как формируется любое Состояние. В качестве примера приведу очень распространённое состояние, а именно «Состояние, в котором я делаю уборку»:
Родитель впервые поручает ребенку сделать уборку в комнате. Ребенок в расчете заслужить похвалу и стремлении быть «хорошим» делает все то же, что и взрослый, потому что он теоретически знает, как надо убираться. Проблема в том, что опыта самостоятельной уборки у него еще нет и сделать эту работу качественно, «по-взрослому» у него не получится. Итогом будет то, что действия произведены, но результат далек от родительского представления о чистоте. А дальше есть два варианта развития событий.
В первом случае родитель и не ожидал что ребенок справится, его задачей было просто начать учить ребенка поддерживать чистоту и посильно помогать семье. При таком подходе даже за поверхностную уборку ребенка похвалят, и он сформирует для себя убеждение, что эта деятельность «хорошая». Каждый раз впоследствии, начиная делать уборку в доме, он помещает себя в то самое «Состояние, в котором я делаю уборку», и эта деятельность приносит ему если не удовольствие, то как минимум удовлетворение, потому что она «хорошая», и в качестве результата будет похвала, пускай даже самого себя.
Во втором случае родитель ошибочно полагал, что для ребенка нет ничего сложного в том, чтобы убрать комнату так, как это делает он сам. В таком случае результат детской уборки его не устроит, о чем он и сообщит ребенку, может быть, и не в резкой, а в какой-нибудь шутливой, как ему кажется, но обидной для ребенка форме. Что-то вроде «руки из одного места растут». И ребенок, возможно, попытается доказать обратное, раз за разом пытаясь убраться лучше и, возможно, в итоге даже заслужит вожделенную похвалу. Хотя это вряд ли. Как бы то ни было, детские рефлексы формируются очень быстро, и этот рефлекс уже сформировался. В сознании ребенка утвердилось убеждение, что уборка – это «плохо». Нетрудно предположить, что всю последующую жизнь он будет наводить чистоту что называется «из-под палки». Каждый раз помещая себя в «Состояние, в котором я делаю уборку», он будет стараться эту деятельность отложить или саботировать желанием погулять, поспать, поесть, почитать. В общем, делая что угодно, кроме уборки, потому что результат будет «плохим» и вместо похвалы будет какое-нибудь обидное оскорбление, причем тоже от самого себя.
В итоге занимаясь одной и той же деятельностью первый получает удовлетворение, тогда как второй испытывает боль.
Состояние человека и его отношение к любой деятельности определяется полученным ранее опытом.
Основная проблема каждого человека заключается в том, что он не видит причинно-следственные связи возникновения тех или иных состояний, а чаще всего и не хочет их видеть. Но именно определение первопричины так важно для понимания наступивших в его жизни последствий. Поэтому вся работа направлена как раз на то, чтобы прояснять эти самые первопричины. То, что прояснил человек сам для себя, для его сознания становится неоспоримым фактом, и игнорировать его уже не получится. И только то, что прояснено, может быть и аннулировано. Таким образом, Графическая саморефлексия позволяет прояснять и аннулировать все имеющиеся страхи, препятствующие продуктивной деятельности, развитию себя и достижению закономерного успеха как результата.
А сейчас упражнение, которое позволит вам разобраться в том, что беспокоит вас на подсознательном уровне здесь и сейчас. Именно это упражнение я рекомендую делать своим клиентам не реже двух раз в месяц. Это упражнение на Состояние, в котором вы находитесь в данный конкретный момент времени. То, что можно назвать Текущим Состоянием.
Для выполнения упражнения вам понадобится тетрадь, ручка и час-полтора свободного времени. Работа начинается с команды: «Я приказываю себе прояснить свое текущее состояние». Ваша задача именно прояснить то, что вы чувствуете в этот момент. На уровне чувств, ощущений в теле, возможно, какой-то картинки или ситуации, которая после приказа появилась в сознании. Озвучьте все это вслух, проговорите для себя. Пусть даже это абсурдно или незначительно на ваш взгляд. Вроде того, что чешется спина или в голове крутится дурацкая фраза из песни. Далее зачитываете приказ: «Я приказываю себе прояснить все программы и Игры, а также убеждения, триггеры внимания, контракты, соглашения, ограничения и запреты, шаблоны и поведенческие модели, которые я переживаю в этом состоянии».
И после данного приказа, как и раньше начинаете выписывать все, что идет в голову, выписывать, проговаривая в слух. Выписывать безоценочно. Можно делить на пункты, можно писать без остановки. Как материал идет, так и пишите. Пишите до тех пор, пока не наступит состояние умиротворения и пустоты сознания. Главное условие – пишите осознанно, проясняя свое состояние. После того как выписка материала будет завершена, заканчиваем работу формулой «Приказываю себе аннулировать все программы и Игры, а также убеждения, триггеры внимания, контракты, соглашения, ограничения и запреты, шаблоны и поведенческие модели, принятые мною для выполнения этих программ и участия в этих Играх и описанные в данном материале». После чего перечитываем весь выписанный материал и по мере прочтения зачеркиваем каждое предложение.
В начале сознание будет выдавать массу всякой эмоциональной шелухи, это нормально. Продолжая писать, вы будете слой за слоем снимать эти ментальные нагромождения и высвобождать аспекты своего текущего состояния. Это подобно тому, как моют золото, перемывая килограммы породы в поисках нескольких зерен золотого песка.
Сразу хочу предупредить, что это тяжелая работа. Тяжелая и рутинная. В ней нет магии, чудес и моментального исполнения всех желаний. Нет ничего, что так дорого Жертве. Те, кто в каждой методике видят средство для мгновенного избавления от всех проблем, проделав данное упражнение и не выиграв после этого миллиард в лотерею, пойдут дальше в поисках «волшебной палочки», переходя от одной методике к другой, продолжая растрачивать себя в Игре «Как бы ничего не делать, но получить все и сразу».
Пусть идут, в конечном итоге, это их выбор. Тот же, кто еще способен действовать с позиции Лидера, может рассчитывать на результат. Об этом поговорим в следующей статье.
Хотите знать больше?
Подробно о сути психоэмоционального состояния «Жертва» и причинах его появления вы узнаете в книге-пособии «АнтиЖертва». Всю информацию о том, как проработать и аннулировать Жертвенные состояния, каждый желающий найдет на сайте.