Средства массовой информации Севастополя давно муссируют тему освещения якобы самой пострадавшей отрасли севастопольской экономики ресторанного бизнеса. Но на рынке недвижимости Севастополя массовой продажи дешёвых объектов, от которых поскорее хотят избавиться, ресторанов, кафе и т.д. пока нет. И, как отмечают эксперты, вряд ли в ближайшее время появятся.
С чем это связано?
Здесь можно только предположить, что ресторанный бизнес окончательно сворачиваться не собирается, а также, ввиду сложной экономической ситуации, связанной со специальной военной операцией, привлекательность для инвесторов в настоящий момент минимальная.
В основном интересуются небольшими объектами, чтобы можно было окупить вложения за 5-7 лет.
Между тем, услуги ресторанов и кафе по-прежнему остаются востребованными, вот только предприниматели огорчены сокращением выручек и отсутствием заказов на банкеты, вечеринки, корпоративы.
В действительности, в основном летом за счёт туристического потока наполнялись кассовые сборы, и зимой можно было содержать бизнес на плаву.
Однако в этом году такая практика не подтвердилась, в связи с чем рестораторы были вынуждены обратиться за поддержкой к государству.
Исходя из обращений, на кон было поставлено существование ресторанного бизнеса как такового, так как летом выручки в ресторанах, например, Балаклавы были 800 рублей в день, тогда как ранее меньше 15 000 рублей не опускались.
В 2021 году только в Балаклаве работало более 50 ресторанов и кафе, что для сравнительно небольшого населённого пункта не так уж и мало.
Согласно данным ФНС в 2021 году с субъектов хозяйствования на территории города Севастополя было собрано налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации 20,869 млрд. руб., из которых федеральные налоги и сборы 18,774 млрд. руб.
Из них деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 489,216 млн. руб., из которых 311,681 млн. руб. в федеральный бюджет, таким образом на долю туристического бизнеса приходится 2,3% налогов и сборов от хозяйственной деятельности на территории субъекта федерации.
Сказать, что это капля в море ничего не значит.
Так кому нужны рестораны и почему власти активно помогают им в работе?
Согласно постановлению правительства Севастополя от 27.03.2020 № 110-ПП О первоочередных мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей города Севастополя в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории города Севастополя новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 и за период с 01.07.2020 до 01.10.2020 оплата части арендной платы по договорам аренды имущества и земельных участков была перенесена на период с 01.01.2023 по 20.12.2023 в виде ежемесячной выплаты пропорциональными платежами.
Также рестораторы были освобождены от арендной платы в период с 01.04.2022 по 30.06.2022 по договорам аренды имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, для ЮЛ и ИП в размере 100% арендной платы в случае, если основной вид деятельности арендатора на 01.03.2022 соответствует виду экономической деятельности, предусмотренному в льготном перечне.
Правительством РФ также был введён мораторий на проведение плановых проверок, что значительно сократило риски начисления штрафов и пеней.
Бизнес-омбудсмен Севастополя Илья Пестерников так прокомментировал меры поддержки для рестораторов Севастополя: Очень важно уже сегодня на региональном уровне поддержать наших предпринимателей. Аутентичные, уютные рестораны и кафе со вкуснейшей черноморской кухней визитная карточка Севастополя. Наша общая с городскими властями задача сделать всё, чтобы предприниматели смогли достойно встретить наших гостей и продолжить развивать свой бизнес.
Традиции севастопольской ресторанной кухни с тенденцией ориентирования на массового клиента, который в летний период значительно увеличивается, сложились исторически.
В контексте пословицы Со своим самоваром в Тулу не ездят, можно категорически сказать, что и в Севастополь тоже не стоит свой самовар тащить. Решив заняться ресторанным бизнесом в Севастополе и Крыму аналогично, семь раз отмерь, а потом отрежь.
Мы уже писали ранее, что рестораны Севастополя специализируются в настоящий момент на русской, итальянской, японской, американской, грузинской, вьетнамской, восточной кухне.
Эксперты ресторанного бизнеса в России считают, что на первом месте по количеству заказов сегодня стоит итальянская кухня. Пицца, паста и салат Цезарь - это самые востребованные блюда в меню.
Итальянская пицца
На втором месте это грузинская кухня. Заказывают в основном хинкали, хачапури, люля-кебаб, шашлык и т.д.
Хинкали
И на третье месте это паназиатская кухня, которая сегодня в Севастополе представлена очень широко.
Роллы
Это суши, роллы, лапша со всевозможными приправами, блюда из морепродуктов во всём многообразии рецептов. И практически нигде в Севастополе не встретишь вывеску с призывом отведать исконно крымских блюд. В самом деле, как для местных жителей, так и туристов, всегда должна быть изюминка в посещении интересных мест, в том числе и общепита.
Суши и роллы можно и дома заказать.
В Севастополе востребованность в услугах ресторанов была, есть и будет. Однако, прививать культуру потребления услуг ресторанов, кафе и даже фастфуда тоже кому-то нужно. Недостаточно бросить клич, повесить красивую дорогую вывеску, оборудовать зал современной мебелью и закупить продукты у лучших поставщиков.
У каждого ресторана или кафе должно быть два-три фирменных блюда для широкого круга потребителей. И они должны быть понятны и доступны как по ценовой категории, так и по рецептурному составу и названию блюда. Частенько в Севастополе летом можно услышать фразу: А у вас есть севастопольское мороженое?. В действительности, раньше оно было, и пользовалось особым спросом у туристов. Также с удовольствием в ресторанах отдаётся предпочтение крымскому вину, шампанскому, морской рыбе местного улова, горячим закускам из морепродуктов и т.д.
Старожилы помнят такие названия блюд бывших севастопольских ресторанов: Зразы по-севастопольски, салат Ласточкино гнездо, котлета Ласточкино гнездо, закуска Ласточкино гнездо. Также одно из любимых блюд Крыма и Севастополя в том числе это плов и шашлык. Широко была распространена долма это голубцы, но вместо капусты мясо заворачивают в виноградные листья.
А про крымскую выпечку просто ходят легенды. Прежде всего стоит отметить кубете сочный пирог с мясом; чир-чир почти как чебурек, относится к караимской кухне; самса узбекская кухня, но вполне прижился этот пирожок с мясом и в Крыму. Ну и конечно сладости крымско-татарской кухни, в особенности пахлава.
Нет, идеализировать советскую ресторанную кухню смысла никакого нет, так как были свои недостатки и претензии потребителей и проверяющих органов. Смысл заключается в том, чтобы взять лучшее из прошлого и на самых достойных образцах ресторанных блюд создать современный шедевр, к которому будут стремиться как российские, так и иностранные гости.
Но эти блюда должны стать безупречными по качеству и с крымской изюминкой. Кто-то скажет, что в ресторан идут не для того, чтобы пирожки лопать, а отведать изысканных блюд. Но лучше будет сказать, что и пирожки тоже.
В принципе, для полумиллионного города, которым является Севастополь, не составит труда заполнить залы всех существующих ресторанов. Однако, для этого необходимо хорошо постараться и завоевать доверие потенциальных клиентов.
Вот эксперты Крыма считают, что начинающим рестораторам не стоит бояться открывать бизнес в Крыму, достаточно хорошо знать своё дело. А это значит, что у них дела идут неплохо, во всяком случае, тогда не было бы смысла его развивать.
Председатель Управления Ассоциации содействия торговле Крыма Сергей Макеев добавил, что государство и общественники также помогают начинающим предпринимателям, в том числе и в сфере ресторанного бизнеса.
Когда предприниматель, особенно молодой, начинает думать в этом направлении, нужно обращаться с возникающими вопросами в профильные организации. Минпромполитики проводит общие форумы, но конкретно к каждому предпринимателю прийти нельзя, это попадает под протокол о коррупции. Но у нас уже создана достаточная общественная среда - некоммерческие организации и ассоциации. И ассоциация уже готовит и учит, имея опыт, -
Также в Крыму 1 декабря прошла конференция на тему: Какой вкус у хорошего ресторана?
Конференция
В республике подвели итоги регионального конкурса Лучшее предприятие общественного питания Республики Крым 2022, в котором приняли участие 20 баров, кафе и ресторанов. Конкурс не только определяет лучших, но и формирует положительный деловой имидж региона.
Такие мероприятия очень нужны и Севастополю, так как у потребителя создаётся впечатление, что трудности рестораторов, которые они громко транслируют, прося помощи и рассказывая о своих неудачах, формируют отрицательный эффект для привлечения клиентов.
Ведь нельзя забывать и о том, что поход в ресторан может обернуться проблемами со здоровьем, если продукты будут не свежими из-за экономии.
Логика на самом деле очень простая. Рестораны должны ориентироваться, прежде всего, на постоянного клиента. Чтобы не только по большим праздникам были побудительные мотивы посещать рестораны, а и просто так - ужин или обед всей семьёй или студенческой компанией - отличное времяпровождение в плохую погоду.
Ну и ценовая политика не должна быть шокирующей. Те времена, когда деньги не экономили, уже давно прошли. Клиент должен уйти сытым и с чувством удовлетворения от того, что за относительно небольшие деньги еды было достаточно, и она была вкусной, а главное свежеприготовленной. А это целиком и полностью заслуга владельцев ресторана.
Большинство севастопольских ресторанов уже начали подготовку к встрече Нового года.
Новый год
Порядка 70 ресторанов в разных районах города готовы принять посетителей на праздничные корпоративы.
Средний чек сегодня от 1 500 руб. с человека. Залы предоставляются разной вместимости от 15 человек до 150.
Сегодня предлагаются разные варианты обслуживания это различные виды банкетов с широчайшим выбором меню; это аренда зала без еды; со своей алкогольной продукцией; с фейерверками и музыкальным сопровождением, а также можно заказать профессионального тамаду.
В Севастополе есть рестораны у моря, в лесу, сельской местности, в историческом центре, в горах на любой вкус.
Исследовав рынок предложений Севастополя, можно с уверенностью сказать, что трудности только закаляют, и ресторанный бизнес, как дорогое вино, может быть проверен только временем.