25 ноября 2022 года в суд штата Калифорния подан иск от имени Warner Music и других звукозаписывающих компаний к английскому косметическому бренду Iconic London и известным блоггерам и инфлюенсерам о нарушении авторских прав. Истцы обвиняют ответчиков в незаконном использовании известных музыкальных произведений в рекламных видео, размещенных на страницах бренда в социальных сетях.
Iconic London был создан в 2015 году и за время своего существования стал очень популярным брендом особенно среди молодежи. Социальные сети Iconic London насчитывают многомиллионную аудиторию. Iconic London активно рекламирует и распространяет свои продукты через социальные сети, создавая видео, на которых известные инфлюенсеры и блоггеры представляют продукты бренда, а в качестве музыкального сопровождения обычно выбираются самые популярные треки, которые звучат на протяжении всей длительности видео, и при этом исполняется самая узнаваемая часть трека. Затем созданные ролики выкладываются в социальные сети.
Warner Music и другие истцы являются звукозаписывающими компаниями, также в их функции входит управление каталогами музыкальных композиций самых популярных исполнителей. Как утверждают истцы, значительную часть их прибыли составляет передача исключительных прав на музыкальные композиции на основе лицензионных договоров третьим лицам, которые используют данные произведения в социальных сетях, кинофильмах, телевизионных передачах, видеоиграх, рекламе, магазинах, ресторанах.
По мнению истцов, популярная музыка - это лучший способ для брендов привлечь внимание юной аудитории к своим продуктам и создаваемым трендам. Ответчики в своих видео используют именно треки известных исполнителей, а не фоновые инструментальные произведения, следовательно, это продуманная стратегия бренда, которая направлена на завоевание большей аудитории и увеличения продаж. По подсчетам истцов ответчик использовал более 165 самых популярных треков в исполнении Cardi B, Ariana Grande, Beyoncé, Jason Derulo, The Weekend и других. Ответчики никогда не обращались к истцам за получением разрешения на использование данных треков в рекламных роликах. Соответственно, ответчики никогда не выплачивали истцам денежную компенсацию за их использование.
Лицензионные договоры, в соответствии с которыми передается право на использование музыкальной композиции в рекламных кампаниях, имеют особенность. Дело в том, что исполнители треков и их создатели осторожно относятся к использованию своих произведений в рекламных роликах и очень разборчивы в предоставлении разрешений. Соответственно, денежная компенсация за передачу права на использование музыкального произведения в рекламных кампаниях всегда очень высокая, и такие договоры заключаются далеко не с каждым желающим. Риски в таких проектах высоки, и в случае какой-то неудачи или возникновении конфликтной ситуации, авторы и исполнители использованных треков могут понести репутационный и финансовый ущерб. Соответсвенно, истцы считают, что использование треков без их согласия может нанести значительный ущерб ценности самих треков и отношениям истцов с исполнителями и создателями треков, от имени которых Warner Music и другие истцы управляют каталогами музыкальных композиций.
Истцы утверждают, что нарушение авторских прав со стороны ответчиков было намеренным, поскольку правила пользования социальных сетей прямо предупреждают, что пользователи не имеют право нарушать чьи-либо авторские права на музыкальные произведения, используемые в рекламных целях. Даже после того, как истцы направили ответчикам требование прекратить использование треков, ответчики продолжили их использовать и, более того, выложили в социальные сети новые видео.
Итак, истцы обвиняют Iconic London в нарушении исключительных прав на музыкальные произведения путем их незаконного воспроизведения, переработки, распространения, публичного исполнения. Также в нарушении исключительных прав обвиняются инфлюенсеры, которые принимали участие в создании рекламных видео и способствовали их распространению в социальных сетях, получая за свои услуги денежную компенсацию.
Истцы просят суд запретить ответчикам и всем лицам, связанным с их деятельностью, нарушать исключительные права истцов на музыкальные произведения и выплатить денежную компенсацию, сумма которой будет установлена судом, или возместить убытки в максимальном размере 150 тысяч долларов США за каждый случай нарушения исключительного права.
При использовании музыки в социальных сетях необходимо понимать различие между Условиями пользования онлайн платформы и авторским правом. Руководства по музыке онлайн платформ запрещают всем пользователям использовать музыку в коммерческих или не в личных целях, если отсутствует соответствующая лицензия. Обычные пользователи социальных сетей имеют право использовать музыкальные библиотеки платформ, поскольку сами платформы заключают лицензионные соглашения со звукозаписывающими лейблами, но такое использование может быть только в личных целях. Когда музыкальные произведения используются брендами или иными подтвержденными аккаунтами (блоггеры, инфлюенсеры), такое использование возможно только с предварительного согласия правообладателя, поскольку оно носит коммерческий характер - вся деятельность брендов и подтвержденных аккаунтов в социальных сетях носит исключительно коммерческий характер, она направлена на развитие и продвижение услуг или товаров. Отсутствие согласия правообладателя может обернуться не только удалением несанкционированного контента с платформы, но и обвинением в нарушении исключительного права и выплатой существенной компенсации правообладателю.
Скорее всего, стороны данного спора придут к мировому соглашению. Для ответчиков это будет самый выгодный способ разрешения конфликта. В любом случае, ответственности им не избежать.
Продолжение по мере развития событий.