23−24 ноября Точка и Beat Film Festival провели первую конференцию для малого и среднего бизнеса. Предприниматели из разных сфер рассказали, куда инвестировать в кризис, как трудности помогают сэкономить на запуске проекта и где искать успокоение в турбулентные времена. Собрали самые яркие тезисы из выступлений.
А узнать больше и посмотреть записи всех спикеров, которые выступали офлайн и онлайн, можно на сайте конференции.
Адаптировали под рынок ОАЭ всё, вплоть до внутренней валюты
Александра Герасимова, СЕО FITMOST
В 2022 году мы планировали расширяться и активно выходить в регионы, чтобы компания могла развиваться даже в городах с населением 100−200 тысяч, а в 2023 году делать экспансию на международный рынок. Но 2022 год внёс корректировки, поэтому решили сразу сосредоточиться на запуске в ОАЭ, а параллельно стабилизировать компанию в России.
Выбрали ОАЭ по этим причинам:
- У российских фаундеров есть возможность делать там бизнес.
- В ОАЭ у людей высокий уровень заботы о себе: многие занимаются спортом, развита wellness-индустрия. Мужчины наравне с женщинами заботятся о себе, в отличие от нашей страны, где 80% клиентов — женщины.
- Слабая конкуренция в нашей сфере — можем стать лидером рынка.
- Хорошая точка для глобальной экспансии — дубайской компании проще выходить на западный рынок и рынок Европы.
Технически сможем запустить компанию в ОАЭ быстро — перевести приложение несложно.
Мы адаптировали продукт под ОАЭ. Пакеты баллов заменили на дирхамы и сосредоточились на развлечениях для туристов — гольф, вейксёрф, яхты.
Основная сложность при запуске бизнеса в Дубае — бюрократия. Открытие счёта занимает 3 месяца, ещё месяц уйдёт на подключение эквайринга, и не всегда всё получается с первого раза. Ещё было трудно найти команду и понять особенности менталитета.
Вышли на американский рынок с продуктом из России
Павел Баздырев, основатель компании Soyuz Microphones
Мы находимся в Туле и производим микрофоны ручной работы, которые покупают звёзды по всему миру. Когда начинали работать, ориентировались на американский рынок, но с русским продуктом уже в 2014 году выйти туда было непросто. Но мы продолжали следовать стратегии. Вместе с партнёром Дэвидом решили отправить микрофон на тест Найджелу Годричу — музыкальному продюсеру группы Radiohead.
Два месяца ждали ответа, а потом получили большое письмо о том, что микрофон звучит замечательно и он покупает сразу два.
Хотели вложить в продукт что-то классное и связанное с Россией, поэтому при разработке обыграли темы архитектуры, живописи, поэзии, космической программы. Получился микрофон «Союз», как единство старых традиций и новых подходов.
Сейчас у нас 3 линейки продукции: продаём микрофоны в 25 стран. Производство и офис по-прежнему в Туле, и есть офис в США. В 2021 году продажи микрофонов только в Америке принесли два миллиона долларов, а в общем заработали примерно три.
Без страсти не добиться успеха
Максим Пинигин, основатель школы яхтинга «Сила ветра»
Предпринимательская страсть порой важнее, чем стратегия. Если вы хотите заниматься каким-то делом и считаете, что это классно — делайте. Без страсти не добиться успеха. А стратегия — это наживное. Кому-то нужна экспансия, а кому-то это не подходит. Например, если у вас бутиковый продукт и вы не планируете расширять линейку, то зачем мучить себя новыми вызовами. Для себя решите, какой смысл вашего дела, и так и действуйте.
В кризис инвестировали в команду
Полина Юрова и Света Михалева, соосновательницы гастрономического проекта Eggsellent
Главное в бизнесе — команда. У нас два кафе в Москве и одно в Санкт-Петербурге, где работают 69 сотрудников. Мы заботимся не только о внешнем маркетинге, но и об атмосфере внутри команды. В кризис поняли, что особенно важно поддержать ребят.
Что мы делаем:
- Идём навстречу, например, переносим даты запусков, если чувствуем, что ребята устали и не готовы.
- Устраиваем корпоративный спорт. Сотрудники с разным темпераментом могут попробовать себя в том виде, который им ближе. Был и пляжный волейбол, и сайкл, и бадминтон, и бокс.
- Выезжаем с командой на мастер-классы, например, по керамике. Недавно был урок в Gogol School, а затем ребята из этой студии пришли к нам на завтрак.
- Организуем встречи с психологом вместе с сервисом «Ясно».
- Показываем, что компания в кризис продолжает развиваться, а значит, у ребят будет работа и возможность зарабатывать.
Наши сотрудники хорошо работают, а мы благодарим их не только зарплатой, премиями, бонусами, но и хорошим отношением и разными инструментами заботы. Они благодарны и хотят, чтобы в нашей стране стало нормой быть адекватным руководителем и делать лояльные вещи для сотрудников.
Запустили клёвый проект в 2 раза дешевле благодаря кризису
Никита Фомкин, Кафератор
В августе 2022 года решили запустить заведение с кухней в духе институтских времён: курица гриль, сосиски в тесте. И главное, всё это с вином. Но после 21 сентября решили отказаться от полноценной кухни, потому что это самое дорогое в ресторанном бизнесе: зарплаты, оборудование.
Но ремонт на кухне уже сделали — были вытяжки, не хватало только развесить сковородки. И тогда решили поставить туда стол, постелить ковёр, чтобы люди просто сидели на кухне и пили вино.
Иногда патовая ситуация, наоборот, заставляет врубать мозг. Кризис помог нам сделать клёвый проект, но дешевле в 2 раза. Лучшее, чему я научился в этому году: зачем переживать лишний раз, нужно уметь абстрагироваться.
Бросили себе вызов, чтобы справиться с падающим рынком
Михаил Иванов, сооснователь Подписные издания
Когда началась мобилизация, сотрудники не могли работать, потому что постоянно обсуждали эту тему. Собрал их на корпоративном завтраке, сказал, что всё это ужасно и несправедливо, и объявил о покупке нового помещения. Для них было важно, что я никуда не уехал.
Когда происходит что-то плохое, нужно работать и в работе искать успокоение. И поэтому иногда сами себе создаём такие кризисные ситуации, как открытие ещё одного помещения и поиск средств на это. Это наш осознанный выбор, чтобы справиться с падающим рынком и что-то делать.
Вывел 7 главных принципов предпринимателя
Евгений Давыдов, сооснователь SETTERS Agency, SETTERS Education, Budu Jobs, Эйч Careers
7 принципов, которые показывают, чем на самом деле должен заниматься предприниматель, а не что он обычно делает:
- Баланс дисциплины и свободы. Когда у компании есть ценности и корпоративная культура, на них можно ориентироваться при принятии решений и найме сотрудников.
- Ориентация на активные действия. Не превращайте проекты в процессы.
- Производительность обеспечивают люди. Сотрудники — важнейший актив и основной источник роста производительности.
- Простая структура, немногочисленная команда. Упрощение даёт скорость. Чем больше команда, тем короче и проще нужно формулировать задачи, цели и миссию.
- Комплексный подход к бизнесу: продукт, сервис, продажи, команда, финансы, бренд.
- Контакт с клиентом. Главное — не снижение издержек, а счастливый и лояльный покупатель.
- Автономия и предпринимательство. Нужно уметь находить внутри компании людей, которые любознательны, амбициозны и готовы брать ответственность.
___________________________________________________________________
В телеграм-канале Справочной больше полезных материалов для бизнеса, открытые комментарии для нетворкинга и прямые эфиры с экспертами. Подписывайтесь!
___________________________________________________________________
Организовали команду качества и поддержали сотрудников
Юлия Ягнятинская, лидер команды продаж, банк Точка
Для продаж в кризис важно быть на стрёме и чувствовать рынок. Когда начинаются турбулентные времена, первое, что мы делаем — настраиваем систему встреч с продавцами. У нас дежурит команда качества, которая каждый день следит за ситуацией на рынке, что происходит с клиентом и продавцом, как идут продажи. Благодаря этому понятно, в каких командах ребята стрессуют, и мы помогаем и поддерживаем их.
В любой кризис мы настраиваем оперативную аналитику. Это помогает скорректировать тактику продаж и быстро перевернуться в другой сегмент.
В работе продавца мы оцениваем не только количество клиентов, но и то, из какого они сегмента и какими продуктами Точки пользуются.
Нашли клиентов с помощью писем
Михаил Жаглин, сооснователь компании DVKB (Дом высокой культуры быта)
Мы понимали, что решение о покупке посуды и столовых приборов принимает шеф-повар или ресторатор. Искали список классных ресторанов, для которых хотели бы сделать посуду. Находили в соцсетях шеф-повара или ресторатора и отправляли письмо с презентацией, предлагая посотрудничать. Были те, кто не отвечал, некоторым нужно было напомнить о себе. Но кто-то ответил, и так мы получили ряд клиентов из В2В-сферы.
Создали новую категорию на рынке
Полина Львова, руководитель проекта «Большое Русское Вино», Simple Group
10 лет назад люди считали, что у российских вин плохое качество и их никто не будет покупать. Тогда мы захотели создать бренд с российскими винами премиального качества. Такой категории не было на рынке, и мы решили её придумать.
Что нам помогло:
- понять, зачем это надо;
- проанализировать рынок и конкурентов;
- послушать экспертов и сделать по-своему;
- собрать лучших партнёров;
- заняться образованием потребителя.
Если вы дистрибьютор, который поставляет много разных марок, работайте под своим брендом. Если какой-то партнёр уйдёт, ваш бренд будет продолжать работу.
Люди любят готовые решения. Например, они хотели бы попробовать российское вино, но не знают, в каких заведениях оно есть. Мы запустили винный гид по городам России, в котором собрали рестораны, где можно найти наше вино. Так мы нативно подсказали покупателю, где купить продукт.
Использовали бренд «сделано в России», чтобы расти в кризис
Александра Лекомцева, соучредитель проекта Sample, генеральный директор ярмарки молодого современного искусства blazar
На нашей сфере не так сильно сказались события 2022 года, потому что искусство немного вне политики. Мы пришли в себя в марте, пересмотрели ресурсы и стали действовать дальше, как запланировали. Проводили ярмарки, выставки и даже открыли новое направление бизнеса.
Думали о том, как продвигать современное искусство, и решили выходить в ретейл, делать посуду, декор, дизайн совместно с художниками. Оказалось, что качественных российских брендов на этом рынке всё ещё недостаточно, поэтому в нашем случае «сделано в России» помогло. Русские художники, русское производство, керамика, текстиль — это то, на чём мы двигаемся, но не строим твёрдых планов на 2023 год.
Не делали ради того, чтобы сделать
Ксения Пожиткова, сооснователь и владелец интернет-магазина The Dar Store
У нас 70% западных партнёров, часть из которых перестала работать с Россией в 2022 году. Мы расширили пул и закупки у тех, кто с нами остались. Начали активно привлекать новых партнёров, поэтому ничего не потеряли, а только приобрели.
Разномасштабные коллаборации и партнёрства помогают решать задачи бизнеса. Главное — не делать их ради того, чтобы сделать. Если мы выпустили 15 подносов и идея и ценность в эксклюзивности, то не будем увеличивать выпуск до 115, чтобы заработать. Всегда, когда делаешь тираж, в тебе борются две личности: успешный бизнесмен и творческий человек, который за идею. И нужно найти баланс.
Узнать, чтобы было на треках «Процессы» и «Люди»
Здесь мы собрали только часть ярких инсайтов с трека «Стратегии» первого дня конференции. В треке «Процессы» руководители проектов и предприниматели делились тонкостями управления: от найма до делегирования. Рассказали, как справлялись с вызовами и учились доверять сотрудникам.
В треке «Люди» спикеры рассуждали о роли лидера в команде и его целях, о поиске ресурсов и о том, как действовать в сложных ситуациях, чтобы силы прибавлялись, а не убывали.
Полные выступления 58 спикеров вы можете посмотреть в записи.