Невьянская башня построена в 1722–1732 годах из подпятного кирпича по приказу заводчика Акинфия Демидова. Имя архитектора-строителя неизвестно. В отличие от падающей Пизанской башни Невьянская никогда не упадет. И верхний этаж, и шпиль полностью вертикальны.
Основание – квадрат 9,5 на 9,5 м, высота – 57,5 м, отклонение от вертикали вверху 2,2 метра на юго-запад, толщина стен в нижней части доходит до 2 м, а в верхней – до 32 см.
Легенды о том, как башня наклонилась
Народные легенды наклон башни объясняют тем, что она покосилась от злодейств демидовских.
«Вы знаете, почему, по народному толкованию, покосилась эта башня? Грехов на ней много. Потому и осела… А рухнет она тогда, когда на потомках Демидова оправдается библейское изречение: око за око и зуб за зуб! Тогда в ней и надобности не будет», – трактовал наклон башни В. И. Немирович-Данченко в книге «Кама и Урал».
Какова же причина наклона Невьянской башни? Существуют разные версии: начиная с легенд и заканчивая научной версией.
Начнем с легенд. Одна из них гласит, что Акинфий Демидов прослышал о знаменитой Пизанской башне в Италии и решил в своей вотчине построить подобное ей чудо. Но при этом он хотел показать всему миру, что его мастеровые строят лучше, чем итальянские. У них, мол, башня падает и вот-вот упадет, а в Невьянске башня никогда не упадет, а будет вечно стоять, наклонившись и отражаясь в зеркале пруда.
Другая легенда гласит, что Акинфий Демидов задумал наклон башни на юго-запад, именно в ту часть света, где находится родина Демидовых – Тула. То есть наклон башни согласно желанию хозяина завода должен был символизировать поклон родной стороне.
Но это все – легенды. А вот что говорят ученые. Исследователи считают, что Башня покосилась в процессе строительства, и причина наклона – это сложное геологическое строение участка и близость воды. Также повлияли и подземные грунтовые воды, которые проходят на очень малой глубине – всего лишь 3-4 метра от современной дневной поверхности.
Легенды о тайных подземельях
Самая знаменитая легенда повествует о чеканке серебряных монет и затоплении подвалов Невьянской башни.
Легенда гласит, что якобы у Акинфия Демидова в подвалах Невьянской башни был свой монетный двор, где день и ночь в сырости, холоде и духоте его мастеровые тайно чеканили фальшивые серебряные рублевики.
А однажды играл Акинфий Демидов в карты с императрицей. Проигрался. Расплачиваясь, достал Демидов из кармана мешочек с новенькими серебряными рублями.
- Чьими деньгами мне платишь, Демидов, моими или твоими? – спросила императрица.
- А все мы, матушка-государыня, твои, и работа наша твоя! – не растерявшись, ответил Демидов. Ответ заводчика понравился государыне, но ревизоров на Урал-камень она все-таки отправила.
Однако у Демидова в столице были свои доверенные люди, они узнали о готовящейся поездке ревизора и спешно бросились в путь. Опередив карету ревизора, они предупредили хозяина о проверке.
Тогда, чтобы скрыть свое преступления перед царской казной, Демидов приказал открыть шлюзы плотины. Вода хлынула в подземелья, она скрыла плавильные печи, оборудование для чеканки монет и всех работных людей, что были прикованы цепями к стенам башни. Живым выбраться никто из них не смог.
Легенда о слуховой комнате
Есть в невьянской башне уникальная комната, в которой слово, сказанное шепотом в одном углу, явственно слышится в другом.
Для чего же была нужна такая комната в башне? Ее назначение – одна из самых больших загадок Невьянской башни.
Легенда гласит: однажды на завод к Акинфию Демидову приехали очередные ревизоры. Хозяин провел их по своему заводу, показал производство. Затем пригласил их в башню, в эту комнату. Здесь он начал их угощать различными яствами, напитками, и вот один из ревизоров другому говорит: «Давай не будем донос на Акинфия Никитича писать, вон как хорошо он нас принимает!». Второй ему отвечает: «Надо бы посоветоваться». Они ушли в один из углов комнаты и стали там разговаривать. А хозяин, как воспитанный и культурный человек, занял противоположную позицию. Стоя там с совершенно невинным видом, он все прекрасно слышал и знал истинное мнение о себе своих ревизоров. Вот такой умный и хитрый был человек Акинфий Демидов.
Недаром в Невьянске ходили поговорки «Он, Демид, обо всем знал!».
Текст Марины Моревой, фотографии Кирилла Дедюхина/Культура-Урала.РФ, Елены Задоя (предоставлены Невьянским государственным историко-архитектурным музеем)