Список хороших новостей по тематике военно-морского флота продолжает расширяться - на этот раз на испытания вышла одна из лучших подлодок отечественного ВМФ под именем "Красноярск". О том, что это за корабль такой, на что он способен и в чём конкретно его особенности мы сейчас и расскажем.
Приветствую на канале!
Когда заходит речь про отечественные атомные подводные лодки проекта 885 и 885М, нередко можно услышать следующие умозаключения - строят долго (Северодвинск), а если и укладываются в приемлемые сроки, то обязательно вылезут какие-то проблемы (Казань). С этим можно долго спорить и опровергать, ведь причины на то имеются серьёзные, однако постепенно ситуация выправляется и становится всё более предсказуемой и стабильной. Речь сегодня пойдёт о "Красноярске" - уже четвёртом "Ясене", да ещё и модернизированном. Есть у корабля свои изюминки, о которых обязательно расскажем, но начнём с самого интересного - вооружения. В основе всего, как и у любой подлодки, лежат торпедные аппараты, коих на атомоходе аж 10 штук (у той же "Вирджинии" всего 4). Для чего так много? Вряд ли существуют такие ситуации, когда, нужен одномоментный залп десятка торпед. У тех же американцев, к примеру, расчёт на дуэль всего пара штук и не потому, что они у них такие хорошие - просто в ситуациях, когда противников так много, торпеды уже не понадобятся. Так для чего же это сделано? Вероятно, для пуска крылатых ракет "Калибр", дабы не забивать основной ракетный отсек, оставив для него кое-что посерьёзней. Всего в ТА "Красноярска" помещается до 30 единиц вооружения (26 у американца), часть из которых однозначно будут "Калибры" и ракето-торпеды семейства 91Р. Последние особо актуальны, так как в последней своей версии ("Ответ") они способны пролететь, по некоторым данным, до 100 километров, что оставляет "Вирджинии" далеко позади с их торпедами Мк.48, способными выжать максимум 50. Единственное ограничение - слой льда при боевых действиях на севере, но они решаются с помощью новейшей УГСТ "Физик", позволяющей добиться паритета с американцами.
Но торпедный аппарат далеко не единственный, где хранится вооружение - ключевой особенностью является ракетный отсек по типу того, что стоят на стратегических атомоходах, правда вооружение у него несколько скромнее. Согласно открытым данным, на "Красноярске" имеется восемь универсальных пусковых установок, в каждой из которых может находиться практически любая ракета из знаменитой тройки "Калибра", "Оникса" и "Циркона". И если первый, наверняка, будет загружен в основной своей массе через ТА, то оставшаяся пара будет скомбинирована. Скорее всего, в свете нынешних событий и того сценария, что мы неоднократно озвучивали, наибольшее распространение получит именно гиперзвук. Что касается количества, то это 32 ракеты максимум, что вкупе с боекомплектом ТА выглядит внушительно - 62 единицы в универсальной АПЛ вполне себе хороший результат. Но это не предел - максимум 70, так как если вместо крупных ракет загрузить всё те же "Калибры", и их поместится значительно больше благодаря более скромным размерам - по 5 ракет в пусковой. Но нужно ли это - вопрос.
И последнее, что хотелось бы обсудить касаемо вооружения - это перспективные боеприпасы, наиболее известным из которых является "Калибр-М". От предшественника он отличается довольно сильно возросшей дальностью - более 4000 километров, что открывает куда более серьёзные сценарии применения и возможность обстреливать территорию противника в самую её глубь. Правда нужно ли это делать остаётся вопросом, так как практически все объекты стоят на берегу и тут предпочтительней гиперзвук. Главным нюансом остаются габариты - если всё останется без серьёзных изменений, то почему бы и нет.
Ну а теперь изюминка "Красноярска" непосредственно. Как мы говорили в самом начале - у многих отечественных подлодок и кораблей, особенно в 90-е и 00-е (да и сейчас) были колоссальные проблемы со скоростью их строительства. Так, например, головной "Северодвинск" находился в процессе аж с 1993 по 2014 год, включая испытания. Это более двух десятков лет - всё успело серьёзно устареть, отсюда и появился "Ясень-М". С "Красноярском" таких проблем нет - заложен он в конце 2014, спущен на воду в 2020, год доработок и выход на заводские испытания. Сейчас же подлодка полностью готова и начинает свои заключительные проверки. По данным СМИ её хотят принять в состав ВМФ уже в декабре, одновременно с также полностью готовым и испытанным на деле стратегическим крейсером проекта 955А "Генералиссимус Суворов" - похоже на правду, при условии полного отсутствия претензий с принимающей стороны. Но семь лет с "хвостиком" - не много ли? Всё познаётся в сравнении. Если взять в пример американские "Вирджинии", то у них средняя цифра 5-7 лет, а если рассматривать последнюю модификацию Block IV, то все 8. Почему такая разница? всё дело в том, что до этой самой модификации "Вирджинии" шли с куда меньшим ракетным отсеком, отдавая предпочтение торпедному вооружению. Сейчас решили ситуацию исправить, оглядываясь на "Ясени", отсюда и рост габаритов, сложности и, как следствие, сроков. Так что нашим кораблестроителям удалось то, во что многие фактически отказывались верить - достичь вполне адекватных сроков строительства, соизмеримых с лидерами отрасли.
В качестве вывода хотелось бы отметить следующее - на данный момент идёт строительство первой серии "Ясеней", из которых законтрактовано 9 единиц и все они в процессе. Уже известно о грядущем расширению серии, так как флот хочет сфокусироваться на одном проекте и идти в этом случае по пути американцев, временно отказавшись от перспективных «Хаски». Да, здесь тоже есть свои подводные камни, но в одном из прошлых материалов мы процитировали одну занятную фразу - "лучше хорошее сейчас, чем лучшее потом", что в случае флота особенно актуально, ведь впервые за долгие годы есть шанс получит пару-тройку десятков отличных атомных подводных лодок.