В своей очень содержательной лекции, предыстории, истокам и становлению ислама посвященной, арабист, кандидат исторических, Игорь Алексеев обратил внимание на интересный и важный эпизод. Речь о Мединском договоре 622 года, иногда в публицистике называемом конституцией, что сам Алексеев считает неправомерным.
Следует говорить, с его точки зрения, именно о договоре, в результате которого появилась первая умма, состоявшая и их собственно арабов – последователей Мохаммеда, и из иудеев, проживавших на Аравийском полуострове. Именно тогда, утверждает Алексеев, была заложена концепция многоконфессиональной общности на политической платформе, что предполагало высокую степень веротерпимости, от которой далеки были в тот период и Восточно-Римская империя и Сасанидский Иран.
Да, по поводу вошедших в первую умму иудеев: по мнению Алексеева, речь о некогда живших в южной Аравии – на границе с Йеменом – арабах. Имена у них, согласно исламским источникам, были по большей части арабские. Но книжники этих иудеев, в то же время, имели тесную связь с палестинскими единоверцами.
Обусловлен данный процесс принятия частью арабов иудаизма был популярностью мессианской идеи на периферии собственно иудейского мира – Аравии, в песках которой пророческая традиция существовала задолго до появления Мохаммеда.
В этом смысле его проповедь с призывом обратиться к истокам авраамической религии нашла поддержку в некоторой части иудеев. Это и привело к их вхождению в умму. Замечу, что часть арабов еще до Мохаммеда приняла христианство – Гассаниды.
Данный экскурс в историю, как ни странно, мне показался актуальным в связи с упреками, порою бросаемыми мусульманскими ортодоксами в адрес Эрдогана, поддерживающего тесные, хоть и не безоблачные, военно-экономические отношения с Израилем.
Как видим, в этом нет ничего удивительного и сотрудничество иудеев и мусульман имеет глубокие исторические корни.
Ссылка на упомянутую лекцию: https://www.youtube.com/watch?v=EwP6rROYrNo
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков