Мы все знаем игру в загадки, в которой нужно ответить на вопрос, на кого больше похож ребенок и от кого он унаследовал ту или иную хорошую или плохую черту характера.
⠀
Если ребенок чрезмерно ленив или темпераментен или если он проявляет упрямство, лжет, ворует или умеет хорошо себя вести, получает хорошие оценки в школе, аккуратен, то всегда найдется человек — бабушка, тетя или старая знакомая,— который точно знает, от кого это у ребенка.
⠀
Непроизвольно ребенка воспринимают таким, каким его ожидают видеть.
⠀
То, что представляется врожденным, на самом деле — результат установок и различных практик воспитания.
⠀
Многие нормы поведения, которые считаются врожденными, на самом деле представляют собой результат воспитания в самом раннем детстве.
⠀
Это можно показать на одном примере из животного мира. Тигр охотится и убивает свою добычу.
Изучение его поведения смогло показать, что охота для тигра — врожденное действие, а убивать свою добычу он учится у матери.
На этом примере мы видим: поведение, которое обычно считают единым целым, складывается из отдельных частей, причем их происхождение может быть абсолютно различным. У человека, который и без того обладает инстинктами лишь в зачаточном состоянии, соотношение между «врожденным» и «приобретенным» является намного более комплексным.
⠀
Каждому человеку дано множество способностей. Но то, какие способности получат развитие, а какие нет, зависит в конечном счете от того, способствует ли окружающий мир этому развитию или тормозит его.
⠀
Воспитатель не должен опускать руки, посчитав, что это качество — врожденное. Очень важно заметить и использовать те шансы, которые вопреки или по причине расстройства имеются в какой-либо области.
⠀
Учитесь отличать врожденное от приобретенного.