Давно две музы вас балуют,
Слова и краски вам дарят,
Слова у вас живописуют, А краски… краски говорят.
И.А. Гриневская. Каразину. РГАЛИ. Ф. 125.
Имя самобытного художника, одного из учредителей Общества русских акварелистов, академика живописи, талантливого писателя, путешественника, военного корреспондента, иллюстратора книг Ф. М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, создателя первых отечественных художественных открыток и общественного деятеля было хорошо известно широкой читательской и зрительской аудитории второй половины 19 века. А уже в 20 веке искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров напишет:
«Даже посредственный художник создает за свою жизнь хотя бы одну хорошую вещь, один шедевр. У Каразина таких шедевров много. Каразина не забыли, его у нас просто не знают…»
Николай Николаевич Каразин родился в Ново-Борисоглебской слободе, Богодуховского уезда, Харьковской губернии. Детство будущего художника и писателя прошло в подмосковном имении отца, где он и начал заниматься рисованием и увлекся литературой.
В двадцать лет поступил на военную службу, − сначала в Московский кадетский корпус, а затем в Казанский драгунский полк. Интерес к изобразительному искусству, однако, не покидал его, он посвящал рисованию большую часть своего свободного времени.
Принимая участие в Бухарском походе, Каразин с интересом наблюдал незнакомую жизнь степных народов. Так появился его первый очерк «От Оренбурга до Ташкента», сопровожденный многочисленными рисунками, иллюстрирующих рассказ. Эти материалы были опубликованы в 1868 году.
В 1870 году он подал в отставку и посвятил себя художественной и литературной деятельности. В периодических изданиях начали появляться рисунки Каразина, привлекшие зрителя остротой сюжетов и занимательностью изобразительного языка. Среднеазиатская, «туркестанская» тема долгое время оставалась главной в творчестве Каразина.
В 1874 году Николай Николаевич получил предложение участвовать в научной экспедиции, исследующей русло Амударьи. Поездка дала художнику колоссальный материал, он создал серию рисунков, повествующих о работе экспедиции. Эти рисунки были представлены в 1875 году в залах Географического общества, а затем на международных географических выставках в Париже и Лондоне и принесли их автору первое официальное признание. Через четыре года он стал членом Русского географического общества.
В 1876 году началась сербско-турецкая война, и Н.Н. Каразин отправился в Сербию военным корреспондентом. Сербские репортажи сделали его имя известным не только в России, но и за рубежом, поэтому во время русско-турецкой кампании 1877-78 годов работы Каразина публиковались как в отечественных, так и в иностранных изданиях.
В 1885 году Николай Николаевич обратился к президенту Академии художеств с просьбой оказать содействие в деле создания серии картин из истории Туркестана. В течение пяти лет им создавался цикл из семи картин, представляющих батальные сцены и этапы продвижения русских войск в Хивинском походе.
Значительную часть художественного наследия Каразина составляют иллюстрации, созданные к различным литературным произведениям. Большое внимание художник уделял оформлению собственных литературных трудов - романов, повестей, сказок, очерков – «В камышах», «Двуногий волк», «Тигрица», «Мои сказки». Историк искусства Иван Иванович Лазаревский писал:
«На самом деле в истории иллюстрации русской книги почти полувековой деятельности Каразина должно быть отведено весьма заметное место. Многое из того, что им было сделано, имело несомненно положительное влияние в дальнейшем развитии нашего иллюстрированного искусства.
Каразин едва ли не первый из русских художников, который всецело посвятил себя иллюстрации. Он подошел к этому искусству с тем вниманием к самой книге, как к некоему целостному полиграфическому произведению, какое еще не наблюдалось среди все же многочисленных иллюстраторов того времени». (РГАЛИ. Ф. 1932)
За год до смерти, в конце 1907 года, на заседании совета Академии художеств «за известность на художественном поприще» Н. Н. Каразину было присвоено почетное звание академика.
О последних днях Каразина оставила воспоминания художница Александра Петровна Шнейдер:
«… узнаю, что Николай Николаевич болеет некоторое время и очень серьезно, что их дела пришли в совершенное расстройство, так как они жили очень широко и исключительно на его заработок, ничего не откладывая, что они решились расстаться со своей квартирой, все вещи распродали с аукциона, а сами переехали в Гатчину. Прямо не верилось такому разорению и несчастью. Я тотчас же собралась и поехала в Гатчину повидать Николая Николаевича.
Действительно, было видно, что дыхание смерти уже коснулось его, он был в полном сознании, но уже совершенно другой человек. Помню его горестную фразу, что он перестал работать, творческая энергия исчезла. Очень тяжело было видеть этого большого крепкого человека, поверженного болезнью. Через три недели его не стало.
Как участник и герой (Владимир с мечами и бантом) Среднеазиатского похода он был похоронен на военном участке Александро-Невской лавры». (РГАЛИ. Ф. 909).
Итогом писательской деятельности Н.Н. Каразина стало издание в 1905 году полного собрания его сочинений в 20-ти томах, которое позже было переиздано. Его живописные и графические работы хранятся в более чем 50 музеях и галереях страны, находятся в частных российских и зарубежных коллекциях.
Документы Н.Н. Каразина были переданы в РГАЛИ из Литературного музея в 1941 году. Фонд 270 состоит из 34 единиц хранения и включает в себя переписку, биографические и изобразительные материалы. Помимо этого, документы, имеющие отношение к Николаю Николаевичу, находятся и в других фондах. Так, в фонде Ивана Константиновича Айвазовского (Ф. 691) хранится письмо художника, адресованное Каразину, в фонде журналиста и драматурга Алексея Сергеевича Суворина (Ф. 459) – «Меню обеда в связи с 25-летием художественной и литературной деятельности Н. Н. Каразина» на французском языке, в фонде братьев Чешихиных (Ф. 553) – некролог Каразина Н.Н.
Эскизы обложек к сборнику рассказов и повестей «Из недавнего прошлого» и к рассказу К.В. Лукашевич «Даша Севастопольская» хранятся в фонде книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина (Ф.1788), в фонде Коллекции рисунков, литографий, гравюр русских и советских художников - эскизы обложек календарей, рисунок «Кибитка в пустыне» и другие работы художника (Ф. 1987).
В библиотеке РГАЛИ хранится познавательная детская книга Н.Н. Каразина «С севера на юг. Путевые заметки старого журавля», изданная в Санкт-Петербурге в 1890 году и иллюстрированная автором – 6 хромолитографий, 5 фототипий и 99 рисунков.
В произведении говорится о путешествии стаи журавлей от Осташковских болот на зимовку в Египет и возвращении назад. Книга не только о животных, но и о людях. В уста журавля автор вкладывает свои рассуждения о добре и зле, о любви к родине, о служении общественному благу, о неразумности кровавых распрей и о многом другом. Один из героев повести − старый вожак, дедушка Долгонос − в обращении к молодому поколению говорит:
«Живите мирно, живите, не желая никому зла. Никого не осуждайте, помня, что и вы все способны на поступки, достойные осуждения. Любите. Любовь – это все. Единственное - только любовь есть мать всех земных радостей и наслаждений».
Н.Ю. Грянченко, главный специалист РГАЛИ