Найти тему
Читает Шафферт

"Рождественская песнь в прозе" Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс был не просто великим писателем, но и одним из людей, придумавших западноевропейское Рождество как социальный институт. Без его текстов этот праздник был бы другим! Давайте поговорим о его рождественских текстах, а заодно полюбуемся на моё любимое издание "Рождественской песни в прозе".

Обложка книги
Обложка книги

"Рождественскую песнь в прозе" Чарльза Диккенса у нас издают по несколько раз в год и нередко с хорошими иллюстрациями. Я для свое домашней библиотеки выбрала книгу в переводе Татьяны Озерской с иллюстрациями итальянского художника Роберто Инноченти (Издательство "Эксмо", 2015).

Инноченти мастерски рисует городские пейзажи
Инноченти мастерски рисует городские пейзажи

Свою философию Рождества Диккенс создал в цикле "Рождественских повестей" в 1843-1848 гг. Их, как известно, пять:

  • "Рождественская песнь в прозе" ("Christmas Carol in Prose"),
  • "Колокола" ("The Chimes"),
  • "Сверчок за очагом" ("The Cricket on the Hearth"),
  • "Битва жизни" ("The Battle of Life"),
  • "Одержимый, или Сделка с призраком" ("The Haunted Man and the Ghost’s Bargain").
Горожане готовятся к Рождеству
Горожане готовятся к Рождеству

Все они выстроены в фольклорной традиции, близки к сказке. В них четко выделены зачин, основная часть и концовка, а в первых двух произведениях подробно описаны сверхъестественные существа (призраки, духи, приведения), то есть это жанр "сказки с привидениями". Английские сказки вообще отличаются обилием сверхъестественных явлений и инфернальных персонажей, не случайно "истории с приведениями" стали особым жанром британской прозы в XIX веке. А еще герои английской сказки очень эксцентричны, впрочем, это не только у англичан.

Начинается сказка с привидением
Начинается сказка с привидением

Вот что пишет о рождественском цикле Диккенса исследователь Т. И. Сильман:

«Своими «Рождественскими рассказами» Диккенс создал жанр сказок о капиталистическом обществе. В них есть и Мальтус, и утилитаристы, и закон о бедных, и городской реалистический пейзаж. Но в них есть и эльфы, и гномы, и карлики, и привидения, и вещие сны. Политическая экономия и фольклор - вот, пожалуй, краткая формула диккенсовского художественного стиля в этих произведениях».
Очередной пейзаж. Инноченти часто рисует их с неожиданного ракурса. Читатель смотрит на происходящее на его иллюстрациях то из одного угла, то из другого, то сверху, то снизу
Очередной пейзаж. Инноченти часто рисует их с неожиданного ракурса. Читатель смотрит на происходящее на его иллюстрациях то из одного угла, то из другого, то сверху, то снизу

Интересно, что до рождественских своих текстов Диккенс сочинял исключительно реалистичные тексты. А тут перед автором встала задача примирить присущий автору реализм с идеями добра и зла, непременной победой добра в конце. Для этого автор берет средства сказочного нарратива, объединяет их с искусством бытописания и социальной проблематикой, и изобретает новый тип текста - рождественскую повесть.

Скромный рождественский бал
Скромный рождественский бал

Что характерно для рождественских повестей Диккенса:

  • В экспозиции читатель всегда узнает о пороке или заблуждении героя. В ходе истории герой будет от него избавляться. Пусть избавления, как правило, лежит через цепочку "наказание - осознание вины - искупление - жизнь в новом качестве".
  • В центре сюжета нередко представлена бедная семья, воплощающая главные ценности Рождества. Семейное счастье и семейное веселье становятся ценностным ориентиром героя.
  • Все события приурочены к Рождеству, и это время преподносится автором как особенное, отличное от обыденного, ведь в эту ночь рождается Христос.
  • Характерный мотив рождественского сюжета Диккенса - это видение и сон. Помните сны Скруджа? Во сне герой может погрузиться в прошлое, в будущее, путешествовать куда угодно, сон - универсальное фантастическое допущение, которое позволяет автору как угодно растягивать время и пространство своего текста.
Праздничный Лондон сверху
Праздничный Лондон сверху

Вот что говорит о снах Скруджа исследователь М. Меретукова:

Сны героев рождественских повестей имеют различную художественную природу и задачи. Так, сон Скруджа организован по законам волшебной сказки и ее жанровой разновидности - «истории с привидениями». Структурно он может рассматриваться как самостоятельная часть текста, «текст в тексте», имеющий свой сюжет и свою композицию. Сон Скруджа построен таким образом, чтобы постепенно усиливать эмоциональное «давление» на героя. От сентиментального воспоминания о детстве духи подводят его к возможному будущему: «Он отпрянул в неизъяснимом страхе, ибо все изменилось вокруг, и теперь он стоял у изголовья чьей-то кровати, едва не касаясь ее рукой. Стоял возле неприкрытой кровати без полога, на которой под рваной простыней, лежал кто-то \...\, возвещавши о своей судьбе леденящим душу языком».
Семейный уют или умереть в одиночестве - что выберет Скрудж?
Семейный уют или умереть в одиночестве - что выберет Скрудж?

Герои рождественских текстов Диккенса очень четко противопоставлены друг другу. Читатель сразу понимает, кто тут хороший, а кто - плохой и подлежит исправлению. При этом одним из главных критериев, по которым мы отнесем персонажей к плохим или хорошим, становится отношение героя к Рождеству. Плохие герои рождественских повестей Диккенса перерождаются ближе к концу. При этом автор не стесняется пугать их смертью, показывать им смерть и таким образом подталкивать к праведной и хорошей жизни.

Все стали жить немного лучше
Все стали жить немного лучше

Обязательным компонентом рождественских повестей Диккенса становятся чудеса. Чудесное воплощено на всех уровнях текста. Во-первых, это инфернальные существа, которые взаимодействуют с героем. Во-вторых, это чудо перерождения главного персонажа из плохого в хорошего. В-третьих, это ощущение чуда, которое переродившийся персонаж начинает дарить всем остальным героям, до сих пор бедным, обездоленным и обиженным.

«И Скрудж сдержал свое слово. Он сделал все, что обещал Бобу, и даже больше, куда больше. А Малютке Тиму, который, к слову сказать, вскоре совсем поправился, он был всегда вторым отцом. И таким стал он добрым другом \..\ и таким щедрым человеком, что наш славный старый город может им только гордиться».
Снова зимний Лондон
Снова зимний Лондон

Добавлю, что все рождественские тексты Диккенса очень дидактичны. Он не только показывает читателю преимущества доброты и щедрости, но и прямо говорит о них, наставляет и поучает своего читателя. Читатели не в обиде, даже современные читатели готовы простить это доброму Диккенсу.

По материалам:
1. Т. И. Сильман. Диккенс. Очерки жизни и творчества (Л., 1970)
2. М. В. Швачко. Диккенс и сказка: дисс. .. канд. филол. н. (Казань, 1994).
3. М. Меретукова. Жанровая и художественная специфика «Рождественских повестей» («Christmas tales») Ч. Диккенса и английская фольклорная традиция (статья, Вестник Адыгейского государственного университета)

***

Другие материалы о британской классической литературе в этом блоге:

***

Читали ли вы рождественские повести Чарльза Диккенса? Какая из них у вас любимая?