Чарльз Диккенс был не просто великим писателем, но и одним из людей, придумавших западноевропейское Рождество как социальный институт. Без его текстов этот праздник был бы другим! Давайте поговорим о его рождественских текстах, а заодно полюбуемся на моё любимое издание "Рождественской песни в прозе".
"Рождественскую песнь в прозе" Чарльза Диккенса у нас издают по несколько раз в год и нередко с хорошими иллюстрациями. Я для свое домашней библиотеки выбрала книгу в переводе Татьяны Озерской с иллюстрациями итальянского художника Роберто Инноченти (Издательство "Эксмо", 2015).
Свою философию Рождества Диккенс создал в цикле "Рождественских повестей" в 1843-1848 гг. Их, как известно, пять:
- "Рождественская песнь в прозе" ("Christmas Carol in Prose"),
- "Колокола" ("The Chimes"),
- "Сверчок за очагом" ("The Cricket on the Hearth"),
- "Битва жизни" ("The Battle of Life"),
- "Одержимый, или Сделка с призраком" ("The Haunted Man and the Ghost’s Bargain").
Все они выстроены в фольклорной традиции, близки к сказке. В них четко выделены зачин, основная часть и концовка, а в первых двух произведениях подробно описаны сверхъестественные существа (призраки, духи, приведения), то есть это жанр "сказки с привидениями". Английские сказки вообще отличаются обилием сверхъестественных явлений и инфернальных персонажей, не случайно "истории с приведениями" стали особым жанром британской прозы в XIX веке. А еще герои английской сказки очень эксцентричны, впрочем, это не только у англичан.
Вот что пишет о рождественском цикле Диккенса исследователь Т. И. Сильман:
«Своими «Рождественскими рассказами» Диккенс создал жанр сказок о капиталистическом обществе. В них есть и Мальтус, и утилитаристы, и закон о бедных, и городской реалистический пейзаж. Но в них есть и эльфы, и гномы, и карлики, и привидения, и вещие сны. Политическая экономия и фольклор - вот, пожалуй, краткая формула диккенсовского художественного стиля в этих произведениях».
Интересно, что до рождественских своих текстов Диккенс сочинял исключительно реалистичные тексты. А тут перед автором встала задача примирить присущий автору реализм с идеями добра и зла, непременной победой добра в конце. Для этого автор берет средства сказочного нарратива, объединяет их с искусством бытописания и социальной проблематикой, и изобретает новый тип текста - рождественскую повесть.
Что характерно для рождественских повестей Диккенса:
- В экспозиции читатель всегда узнает о пороке или заблуждении героя. В ходе истории герой будет от него избавляться. Пусть избавления, как правило, лежит через цепочку "наказание - осознание вины - искупление - жизнь в новом качестве".
- В центре сюжета нередко представлена бедная семья, воплощающая главные ценности Рождества. Семейное счастье и семейное веселье становятся ценностным ориентиром героя.
- Все события приурочены к Рождеству, и это время преподносится автором как особенное, отличное от обыденного, ведь в эту ночь рождается Христос.
- Характерный мотив рождественского сюжета Диккенса - это видение и сон. Помните сны Скруджа? Во сне герой может погрузиться в прошлое, в будущее, путешествовать куда угодно, сон - универсальное фантастическое допущение, которое позволяет автору как угодно растягивать время и пространство своего текста.
Вот что говорит о снах Скруджа исследователь М. Меретукова:
Сны героев рождественских повестей имеют различную художественную природу и задачи. Так, сон Скруджа организован по законам волшебной сказки и ее жанровой разновидности - «истории с привидениями». Структурно он может рассматриваться как самостоятельная часть текста, «текст в тексте», имеющий свой сюжет и свою композицию. Сон Скруджа построен таким образом, чтобы постепенно усиливать эмоциональное «давление» на героя. От сентиментального воспоминания о детстве духи подводят его к возможному будущему: «Он отпрянул в неизъяснимом страхе, ибо все изменилось вокруг, и теперь он стоял у изголовья чьей-то кровати, едва не касаясь ее рукой. Стоял возле неприкрытой кровати без полога, на которой под рваной простыней, лежал кто-то \...\, возвещавши о своей судьбе леденящим душу языком».
Герои рождественских текстов Диккенса очень четко противопоставлены друг другу. Читатель сразу понимает, кто тут хороший, а кто - плохой и подлежит исправлению. При этом одним из главных критериев, по которым мы отнесем персонажей к плохим или хорошим, становится отношение героя к Рождеству. Плохие герои рождественских повестей Диккенса перерождаются ближе к концу. При этом автор не стесняется пугать их смертью, показывать им смерть и таким образом подталкивать к праведной и хорошей жизни.
Обязательным компонентом рождественских повестей Диккенса становятся чудеса. Чудесное воплощено на всех уровнях текста. Во-первых, это инфернальные существа, которые взаимодействуют с героем. Во-вторых, это чудо перерождения главного персонажа из плохого в хорошего. В-третьих, это ощущение чуда, которое переродившийся персонаж начинает дарить всем остальным героям, до сих пор бедным, обездоленным и обиженным.
«И Скрудж сдержал свое слово. Он сделал все, что обещал Бобу, и даже больше, куда больше. А Малютке Тиму, который, к слову сказать, вскоре совсем поправился, он был всегда вторым отцом. И таким стал он добрым другом \..\ и таким щедрым человеком, что наш славный старый город может им только гордиться».
Добавлю, что все рождественские тексты Диккенса очень дидактичны. Он не только показывает читателю преимущества доброты и щедрости, но и прямо говорит о них, наставляет и поучает своего читателя. Читатели не в обиде, даже современные читатели готовы простить это доброму Диккенсу.
По материалам:
1. Т. И. Сильман. Диккенс. Очерки жизни и творчества (Л., 1970)
2. М. В. Швачко. Диккенс и сказка: дисс. .. канд. филол. н. (Казань, 1994).
3. М. Меретукова. Жанровая и художественная специфика «Рождественских повестей» («Christmas tales») Ч. Диккенса и английская фольклорная традиция (статья, Вестник Адыгейского государственного университета)
***
Другие материалы о британской классической литературе в этом блоге:
***
Читали ли вы рождественские повести Чарльза Диккенса? Какая из них у вас любимая?