Найти тему
DIXI

КВАДРАТНЫЙ КАЗИМИР

Художник Малевич. Слышали о таком? Он ещё любил квадраты рисовать. И раскрашивать их, конечно. Сначала все думали — чудит художник, а потом пригляделись — и поняли: да это же гений, с головы до ног!

Так, по крайней мере, принято рассказывать о Малевиче на уровне искусствоведов.

Свой знаменитый «Чёрный квадрат» Малевич нарисовал в 1915 году. И почти сразу же стараниями буржуазных эстетов художника обрядили в тогу безусловной гениальности. А когда неистовый Казимир нарисовал еще парочку квадратов — красный и белый, разговоры о творчестве художника и вовсе стали напоминать один сплошной дифирамб. Так что невольно создавалось впечатление: другого такого Малевича на свете нет, и в ближайшие 1000 лет подобный вряд ли появится.

А что же сам Казимир? Похоже, он быстро разобрался, как себя вести в данной ситуации, и сделал все, чтобы ещё больше запутать своих современников. «Супрематические три квадрата, — утверждал художник, — есть установление определённых мировоззрений и миростроений». Не правда ли, умно? И тут же следуют эти самые миростроения. По Малевичу, звучат они так: черный квадрат — это знак экономии, красный — сигнал революции, а белый — чистое действие.

Нет, каков Казимир?! Так своим миростроением по нашему мировоззрению и режет! Правда, лично мне не понятно, почему экономия имеет черный цвет, а чистое действо выглядит как простыня. А вам это понятно?

С тех пор прошло много лет, а квадраты Малевича продолжают водить за нос своих многочисленных адептов. То и дело к ним подключаются все новые знатоки творчества неистового Казимира. И каждый считает первым делом отметить его «квадратную» живопись.

Вот, например, что пишет наша современница — искусствовед Екатерина Андреева: «Он (Малевич. — прим. автора) создаёт свою семантическую последовательность из квадратов: чёрного на белом (означающего соединённые начало и конец творчества форм, и неизбежную конечность творчества в каждой конкретной форме), красного (крестьянского, и позже — революционного), белого на белом (представляющего «несмысл», тот миг, когда человечеству удаётся не «соскальзывать за борт абсолюта».

Интересно, а если бы Малевич нарисовал бы еще пару-тройку квадратов? Например, зеленый, желтый и голубой? Какими бы описаниями порадовали нас знатоки творчества Казимира? Возможно, такими: «Сочно и ярко вписывается в семантическую последовательность жёлтый квадрат — знак жизни и Солнца, непостижимый в своей бесконечности зеленый квадрат окружающей природы, в своем абсолюте отражающий голубой квадрат неба…» И т.д. и т.п.

Много чего монументального можно о Малевиче рассказать, если подключить к квадрату хотя бы немного воображения! И не важно, о каком именно, черном или белом, квадрате рассказывать, главное, не жалеть при этом самых возвышенных слов. А все остальное приложится как бы само собой: восторг толпы дипломированных знатоков и бурные овации широкой зрительской массы.

Только не надо о дилетантстве. Бог ты мой! Мы о чем? О квадрате? Так давайте же о нем и говорить. О том, что конкретно нарисовано на холсте, а не о том, что якобы хотел нам сказать Малевич своим квадратом.

Не надо априори чувствовать себя глупей Казимира. Голову надо иметь на плечах, а не квадрат, какого бы он цвета не был! И оценивать ровно то, что ты видишь перед собой, а не то, что тебя заставляют увидеть.

Или кто-то думает иначе?

* * *

Хотите знать больше и читать меня чаще? Подписывайтесь на мой канал и не забывайте ставить лайки.