Тема сарматской гидронимии смущает «наиболее академических» исследователей. Мол, какая сарматская этимология речных названий! Нет данных по сарматскому языку. Уверен что в комментариях под материалом «академисты» выразят свое «фу». В качестве оправдания замечу: опирался все же не на собственные домыслы, а научно-популярное произведение, автор которого подтверждает многие мои догадки. Лишь в плане гидронимии некоторых рек (основной массив его творчества настораживает)…
Речь о статье Геннадия Климова «Русская цивилизация – это современная форма Сарматии». Во многом труд опирается на Михайло Ломоносова, того «давили» историки-немцы...
Как мы знаем, научная идиома «скифо-сарматские наречия» появилась благодаря научной деятельности известного филолога и этимолога: ираниста Васо Абаева. Тот пристально изучал надписи на разнообразной посуде и прочую эпиграфику, обнаруженную в «боспорских» слоях археологического горизонта Северного Причерноморья. Хотя и до этого высказывались предположения, что в некоторых степях античной Евразии общались на древних языках иранской группы (Миллер и Фасмер). Васо Ивановичу было легко. Он являлся осетином. Народ имел в словаре много иранских корней (осетин даже признали главным наследником алан, общавшихся как раз на языке, родственном сарматскому и скифскому, как намекают нам античные хронисты). Получается, материал по языку скифов и сарматов – список некоторых лексем, которые ученый выложил в отдельном издании. Им ныне активно пользуются.
Как вы уже поняли из моих недавних обзоров, место сложение разных людей собственно в сарматов произошло на Южном Урале. Сразу с 2 сторон этой гряды. До 4 века до н.э. (культуры Прохоровского комплекса). Соответственно, и скифо-сарматская гидронимия должна была закрепиться тут «более капитально», выстоять перед влиянием языков последующего населения (не помню кто из исследователей сказал, что гидронимы могут преспокойно жить тысячи лет…).
В общем, иранизмы Башкирии, Оренбургщины и казахских районов примыкающих к Римне (именно так – «вытянутый», «продолговатый» – сначала звали Урал) настолько же обязательны как иранизмы Сев. Причерноморья. В этом плане сразу обращает на себя внимание, что чаще всего любые народы называют поток, намекая на чистоту его воды. Факт.
К примеру, у ираноязычных кочевников было САВ (САУ) («темный», «черный», «грязный»). Понятие, видимо, изводится еще от СЬЯВА из Авесты (та же этимология). САВ ДАРЬЯ – мутноватая река. Тюрки могли переделать на свой манер так, что получилось уже Сырдарья. Гидронимов и топонимов с корнем САВ/САУ/СЕВ/СЕУ полно от зоны проживания СЕВерян (СЕВск, СЕВерский Донец, СЕЙм, ранее был Новгород СЕВерский) до зоны суваров (САВа, САУра/Сура), т.д. Сама «авестийская» (зендская) основа – извод от праиндоевропейского * sewh (то же значение)…
Также имеется в Башкирии река Ашкадар (это левый приток реки Белой). Название Ашкадар (по мнению ряда лингвистов) именно «сарматское». Это калькизированная тюрками «Ашка Дарья», где Ашка – «чистая», «светлая» или «прозрачная». Имя действительно не расходится с правдой.
Что касается ДОН, то у скифов и сарматов это, видимо, именно «вода», а не река (у осетин вода до сих пор так и называется – «дон», просто вода и река у этой народности часто контаминированы). А вот семантика «текучий водоем», скорее всего, выражалась лексемой ДАРЬЯ («ДАЮЩАЯ»). Люди, живущие в степях, ценят именно жидкую артерию как божественный дар. Она дает воду!!!
Кроме Ашкадара и Сырдарьи есть еще и Амударья.
Реку сарматы ассоциировали с воительницей (не скажу, что они «изобрели» амазонок, но именно у них женщин-воинов было больше, так как военная демократия преобладала изначально над любыми попытками ввести строй управления от каких-нибудь оседлых соседей)! Умеешь воевать – воюй. Можешь и вождем стать. Не важно, какого ты пола.
Ломоносов даже считал, что в некоторых племенах царил матриархат. Недаром Геродот утверждал: сарматы по матерям – дети амазонок (из объединений, где мужчинам нет места). Рождая детей от скифов, они оставляли их отцам. Но те, глупые, не интегрировали их в общество, образовав «второсортный» класс социума.
Если пружину долго сгибать… Со временем такие дети восстали и прогнали «отцов» на запад – за Днепр. Со временем от Юж. Урала к месту бывшего владычества скифов стали подтягиваться и родичи первых черноморских сарматов. Т. е. остальные племена Прохоровской культуры.
В Сарматии на протяжении 50-ти тысяч лет сохраняется преемственность одного и того же населения… Меняются только его самоназвания, культурные и религиозные формы сознания. Это женский мир. (та статья Климова).
У меня есть друг (журналист). Он не прочь, чтоб его именовали сарматом.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Женщины-извозчики в России и Европе в начале XX века