Найти тему

Как сарматская Сав Дарья стала Сырдарьей, а Ашка Дарья – Ашкадаром…

Тема сарматской гидронимии смущает «наиболее академических» исследователей. Мол, какая сарматская этимология речных названий! Нет данных по сарматскому языку. Уверен что в комментариях под материалом «академисты» выразят свое «фу». В качестве оправдания замечу: опирался все же не на собственные домыслы, а научно-популярное произведение, автор которого подтверждает многие мои догадки. Лишь в плане гидронимии некоторых рек (основной массив его творчества настораживает)…

Речь о статье Геннадия Климова «Русская цивилизация – это современная форма Сарматии». Во многом труд опирается на Михайло Ломоносова, того «давили» историки-немцы...

Предположительная прародина сарматов. Источник этого изображения – Яндекс Карты
Предположительная прародина сарматов. Источник этого изображения – Яндекс Карты

Как мы знаем, научная идиома «скифо-сарматские наречия» появилась благодаря научной деятельности известного филолога и этимолога: ираниста Васо Абаева. Тот пристально изучал надписи на разнообразной посуде и прочую эпиграфику, обнаруженную в «боспорских» слоях археологического горизонта Северного Причерноморья. Хотя и до этого высказывались предположения, что в некоторых степях античной Евразии общались на древних языках иранской группы (Миллер и Фасмер). Васо Ивановичу было легко. Он являлся осетином. Народ имел в словаре много иранских корней (осетин даже признали главным наследником алан, общавшихся как раз на языке, родственном сарматскому и скифскому, как намекают нам античные хронисты). Получается, материал по языку скифов и сарматов – список некоторых лексем, которые ученый выложил в отдельном издании. Им ныне активно пользуются.

Как вы уже поняли из моих недавних обзоров, место сложение разных людей собственно в сарматов произошло на Южном Урале. Сразу с 2 сторон этой гряды. До 4 века до н.э. (культуры Прохоровского комплекса). Соответственно, и скифо-сарматская гидронимия должна была закрепиться тут «более капитально», выстоять перед влиянием языков последующего населения (не помню кто из исследователей сказал, что гидронимы могут преспокойно жить тысячи лет…).

В общем, иранизмы Башкирии, Оренбургщины и казахских районов примыкающих к Римне (именно так – «вытянутый», «продолговатый» – сначала звали Урал) настолько же обязательны как иранизмы Сев. Причерноморья. В этом плане сразу обращает на себя внимание, что чаще всего любые народы называют поток, намекая на чистоту его воды. Факт.

Выдержка из статьи Геннадия Климова. Источник: https://gklimov.livejournal.com/89701.html
Выдержка из статьи Геннадия Климова. Источник: https://gklimov.livejournal.com/89701.html

К примеру, у ираноязычных кочевников было САВ (САУ) («темный», «черный», «грязный»). Понятие, видимо, изводится еще от СЬЯВА из Авесты (та же этимология). САВ ДАРЬЯмутноватая река. Тюрки могли переделать на свой манер так, что получилось уже Сырдарья. Гидронимов и топонимов с корнем САВ/САУ/СЕВ/СЕУ полно от зоны проживания СЕВерян (СЕВск, СЕВерский Донец, СЕЙм, ранее был Новгород СЕВерский) до зоны суваров (САВа, САУра/Сура), т.д. Сама «авестийская» (зендская) основа – извод от праиндоевропейского * sewh (то же значение)…

Также имеется в Башкирии река Ашкадар (это левый приток реки Белой). Название Ашкадар (по мнению ряда лингвистов) именно «сарматское». Это калькизированная тюрками «Ашка Дарья», где Ашка – «чистая», «светлая» или «прозрачная». Имя действительно не расходится с правдой.

Река Ашкадар в республике Башкортостан. Источник изображения – https://clck.ru/32gxB5
Река Ашкадар в республике Башкортостан. Источник изображения – https://clck.ru/32gxB5

Что касается ДОН, то у скифов и сарматов это, видимо, именно «вода», а не река (у осетин вода до сих пор так и называется – «дон», просто вода и река у этой народности часто контаминированы). А вот семантика «текучий водоем», скорее всего, выражалась лексемой ДАРЬЯ («ДАЮЩАЯ»). Люди, живущие в степях, ценят именно жидкую артерию как божественный дар. Она дает воду!!!

Кроме Ашкадара и Сырдарьи есть еще и Амударья.

Реку сарматы ассоциировали с воительницей (не скажу, что они «изобрели» амазонок, но именно у них женщин-воинов было больше, так как военная демократия преобладала изначально над любыми попытками ввести строй управления от каких-нибудь оседлых соседей)! Умеешь воевать – воюй. Можешь и вождем стать. Не важно, какого ты пола.

Река Сырдарья в северной, «сарматской», зоне. Источник фото – https://clck.ru/32gxMj
Река Сырдарья в северной, «сарматской», зоне. Источник фото – https://clck.ru/32gxMj

Ломоносов даже считал, что в некоторых племенах царил матриархат. Недаром Геродот утверждал: сарматы по матерям – дети амазонок (из объединений, где мужчинам нет места). Рождая детей от скифов, они оставляли их отцам. Но те, глупые, не интегрировали их в общество, образовав «второсортный» класс социума.

Если пружину долго сгибать… Со временем такие дети восстали и прогнали «отцов» на запад – за Днепр. Со временем от Юж. Урала к месту бывшего владычества скифов стали подтягиваться и родичи первых черноморских сарматов. Т. е. остальные племена Прохоровской культуры.

В Сарматии на протяжении 50-ти тысяч лет сохраняется преемственность одного и того же населения… Меняются только его самоназвания, культурные и религиозные формы сознания. Это женский мир. (та статья Климова).

У меня есть друг (журналист). Он не прочь, чтоб его именовали сарматом.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:
Женщины-извозчики в России и Европе в начале XX века

Кто такие жители Северной Македонии