Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Жестокость, которая разрешена – оправдана?

Жизнь и развитие общества разворачивается по вполне определенным закономерностям. Социальные психологи неоднократно старались изучить особенности психики человека и групп людей при помощи увлекательных, а порою и шокирующих экспериментов.

Сегодня мне хочется поделиться с вами одним из таких исследований, актуальность которого в наши дни раскрывается в новом свете: ЭКСПЕРИМЕНТ МИЛГРЭМА.

Начнем с предыстории.

Все началось летом 1961 года. Профессора из Йельского университета Стэнли Милгрэма беспокоило, почему во время фашистского господства немецкие граждане проявляли жестокость в отношении узников концентрационных лагерей, а также участвовали в уничтожении этих невинных людей.

Изначально эксперимент был проведен в США, и ученый не видел острой необходимости повторять его в Германии: немецкие люди отличаются дисциплинированностью и склонностью к повиновению, а значит, результаты подтвердятся.

Целью эксперимента было выяснить, сколько страданий готов доставить один человек другому, совершенно невинному, если это «разрешено» руководством и входит в его обязанности.

Шокирующе, не правда ли?

Группе испытуемых объявили, что они участвуют в исследовании влияния боли на память человека. Для проведения опыта были задействованы экспериментатор и 2 испытуемых: «учитель» и «ученик».

Сразу раскрою вам карты, что «ученик» в действительности был актером. Задача «ученика» была запоминать пары слов из длинного списка, задача «учителя» - проверять его и в случае ошибки совершать удар током. С каждой ошибкой сила удара тока увеличивалась.

Для чистоты эксперимента роли «учителя» и «ученика» распределялись яко бы случайно. В начале сеанса «ученика» привязывали к креслу с электродами, а «учитель» получал удар током – после этого он уже не сомневался, что все происходит на самом деле.

В процессе эксперимента «учитель» должен был постепенно увеличивать силу тока от «слабой» в 15 В до степени «Опасно: труднопереносимый удар» в 450 В. (Вспомним, что в стандартной розетке всего 220 В, а те, кто встречался с ударом тока, не хотели бы повторить этот опыт).

Актер, изображавший «ученика» делал вид, что получает удары током. В среднем на один верный ответ приходилось 3 ошибочных. Таким образом, удары током происходили регулярно. Если испытуемый проявлял нерешительность, экспериментатор подталкивал его фразами типа «продолжайте, пожалуйста», «эксперимент требует, чтобы вы продолжили».

После нескольких ударов током испытуемый начинал стучать в стену, после - жаловаться на проблемы с сердцем, а потом умолкал.

Как вы уже, наверное, догадались, большинство испытуемых беспокоились о состоянии «ученика», хотели проверить, как он себя чувствует. Однако после заверений экспериментатора в необходимости продолжить эксперимент и уверений, что они не будут нести ответственность за последствия, продолжали.

Были и те, кто настаивал прекратить эксперимент, ссылаясь на его негуманность, но процент таких людей был невелик.

Немного шокирующих цифр: 65% участников дали финальный (как они думали) мощный 450-вольтовый разряд.

Вывод, который Милгрэм сделал из этого эксперимента: Человеку крайне сложно противостоять приказанию авторитетного лица, даже когда он осознает, что причиняет боль другому.

Почему сегодня, спустя более чем пол века, этот эксперимент не потерял актуальность?

  1. Многие из нас сталкиваются с «синдромом вахтера» - ситуациями, когда человек, имея определенную власть, склонен действовать максимально формализовано, теряя эмпатию, а порою даже впротивовес человеческим ценностям. Встречались с таким?
  2. Похожие механизмы возникают у современного человека, столкнувшегося со стереотипным отношением к группам других людей. Получив «разрешение», человек перестает видеть перед собой уникальные личности и автоматически, порою достаточно цинично, вешает на них «ярлык», причисляет к определенной категории и, с разрешения системы, выражает, мягко говоря, не самое доброжелательное отношение. А чем это по сути отличается от феномена, волновавшего Милгрэма. Вспомним немцев и жертв концлагерей.
  3. Информационная война, происходящая в современном мире, легализует ненормативное отношение к различным категориям людей. И это по-настоящему страшно.

И так, эффект, рассмотренный нами, оставляет не самое оптимистичное послевкусие.

Однако не будем забывать, что ответственность за наши поступки лежит только на нас самих, а значит каждый из нас в силах противостоять страшной статистике.

Автор: Анна Ким
Психолог, Психологическое консультирование

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru