— Здравствуй, деда, — тихо произнес Сашка и шагнул навстречу поднявшемуся старику.
Весь день и вечер дед с внуком провели за разговорами, прошедшие десять лет друг другу пересказывали. Только к полуночи разошлись, а наутро взяли удочки и пошли на Обережное озеро, упитанных карасей и хищных щучек к обеду ловить.
Сашка словно вернулся в счастливое детство. Солнце поднялось, а они уже забросили прикормку и следили за яркими поплавками, что покачивались на поверхности прозрачной воды. Парень помнил, что в детстве деда говорил, что это озеро волшебное и сейчас Сашка решил узнать почему.
— Деда, я уже забыл, почему тут все считают озеро волшебным и зовут Обережным? Расскажи снова.
Старый Матвей улыбнулся и ответил:
— Ты не забыл. Это я тебе не рассказывал, чтобы не напугать. Мал ты тогда был для таких историй. А что, интересно?
— Конечно! Расскажи!
— Ну, слушай, — начал свой рассказ Матвей, — когда мой прадед был маленьким, на этом месте ровное поле было, но в одну ночь землю так тряхнуло, что горшки со всех плетней попадали. Наутро пошли траву косить, а на поле вместо земли ямища громадная и глубокая. А по стенкам ее вода льется: подземные ручьи открылись и начали чистой водой провал заполнять. За месяц вода вровень с берегом встала, начала ребятня сюда бегать купаться. Только ключи холодные из земли бьют, вода ледяная ниже поверхности… Судороги у всех случались, чуть не перетопли дети. И стало тут тихо, бояться люди начали.
— Пока все наоборот, — перебил деда Сашка, — злое озеро получилось.
— Верно, но это сначала. Ты дальше слушай. При царях это было, народ верующий был, в церковь ходили. Местные мужики из города батюшку привезли, тот вокруг походил, кадилом помахал, десять гусей и десяток кур в уплату взял и укатил на бричке. А озеро все стынет, пустотой и холодом от него веет. Тогда отец моего прадеда с братом в лес собрались, там волхв-язычник жил. Молился своим богам и все о природе знал. Даже барин местный, перед тем как сев или покос устраивать, к тому волхву ходил за советом. Скажет колдун: «Сей!», барин сеет, а скажет: «Через седмицу мороз вдарит, потом сей», то откладывает хозяин работы. Мужики другим делом занимаются, ждут.
— Ух ты, — восхитился Сашка, — у вас тут и озеро страшное, и волхв-колдун, и барин. Как у Пушкина в сказках.
— Ты, внучек, еще сам рассказ не слыхал. Слушай дальше. Пришли, значит, мои предки к тому волхву и просят: «Сделай что-нибудь с озером. Холодом, пустотой от него веет. Людям ноги сводит, топить пытается. Может нечисть там». А волхв им в ответ: «Все наоборот. Жизни в нем нет. Хозяина. Вот вода и пытается душу взять». «Как так?» — спрашивают мужики. А колдун им поясняет: «В доме есть домовой, а в воде водяной. Водяного заселить туда надо». Опешили мужики от таких слов, начали вопросы задавать. Все им волхв растолковал и даже сказал, где озерного хозяина добыть.
— Что домовых в валенок из старой избы заманивают, я слышал, — удивился Сашка, — а с водяным-то как?
— Бочкой с водой. Волхв рассказал, что за дальним болотом есть озеро. Тина и ряска его почти в болото превратили. Там водяной задыхается и в болотника скоро превратится. Надо везти туда бочку с водой из нового места. На закате поставить ее у воды, рассказать водяному про новое озеро и уйти, а как рассветет везти бочку на телеге и выливать в нашу яму с водой. Все сделали мои предки. Односельчане помогали, а барин телегу с лошадьми выделил.
— Щедрый был у них барин, — удивился Сашка, — в кино всегда самодуров высокомерных показывают. А тут и к волхву сам ходит и телегу дал.
— Так и наш был не одуванчик — до денег жадный. Если молодая рожь померзнет — посевы пропадут. Убытки получатся, а если крестьяне в новом озере тонуть начнут — вообще разорение, — засмеялся старый Матвей, — свою выгоду барин наперед загадывал, потому и жил богато.
— А что, вправду водяного перевезли?
— Да, — кивнул дед, — еще рыбьих мальков наловили и запустили, первое время прикармливали. А потом на озере кувшинки выросли и зацвели, камыш по краю разошелся. ЧуднО, никто ведь не сажал. Вода стала теплее, берега еще несколько лет осыпались, а потом сгладились и стало как сейчас.
— А протока откуда взялась, — поинтересовался Сашка, — люди прокопали.
— Нет, — усмехнулся дедушка, — озерная вода сама дорожку к реке проточила. Народ решил, что наш водяной связи с речным налаживает. Потому перекрывать не стали. Мостики настелили.
— А почему озеро-то Обережное?
— Слушай. Лет за двадцать до войны беда случилась. Девку здешнюю, Марью, родители замуж сговорили за нелюбимого. Это уже мой дед видел. Так Марья темной ночью с камнем на шее в озеро зашла, только утром ее баграми вытащили. А до этого ни одной смерти эта вода не видела. Стали люди говорить, что по ночам девушку у воды видят…
— Она русалкой стала?! — распахнул глаза парень.
— Мавкой. Не русалка и не призрак, — пояснил дед, — так после того ни один человек в озере не утоп, хотя один пытался. Тоже от любви несчастной. Марья его на берег вытащила, камень на грудь положила и так по щеке хлестанула, что тот до глубокой старости со следами черной пятерни на лице жил.
— Ничего себе история, —восхитился Сашка, — теперь понятно откуда название.
— А история-то не вся, — улыбнулся дед Матвей, — будешь слушать продолжение?
— Конечно!
Читайте на канале: Когда ловили дьявола (часть 1)