В XIX веке Петербург стали называть "Северной Венецией". Сегодня многие, побывав в настоящей Венеции, возмущённо утверждают, что ничего общего между этими двумя городами нет.
Конечно, и климат Петербурга иной, и устроен он по-другому. Ведь Венеция расположена на островах в лагуне, её "каналы" — это на самом деле морские протоки; Петербург же построен в устье большой реки, а его (немногочисленные) каналы прорыты искусственно для осушения болотистой почвы.
Но в эту поездку я поняла смысл сравнения. Петербург, как и Венеция, построен, образно говоря, фасадом к воде. Им, как и Венецией, надо любоваться с корабля. Да и сама архитектура имеет кое-что общее.
Начнём с самого очевидного. Разве можно оценить по достоинству красоту Кунсткамеры, Академии Художеств и особенно Зимнего дворца, если просто идти вдоль них по берегу?
Точно так же и в Венеции роскошные палаццо аристократов и просто живописные дома былых веков надо рассматривать с воды:
К сожалению, фотографии Венеции мне в основном пришлось брать из Интернета. Из-за собственной небрежности я лишилась большинства фотографий, сделанных там...
Да, конечно, вид совершенно разный. Венецианские дома — яркие и живописные, стоят тесно. Петербургские — строгие и величественные, и как же свободно, привольно они раскинулись над широкой Невой!
И над небольшими речками и каналами!
Но я думаю, вы почувствовали, насколько различен характер этих городов! Петербург огромен, строг и величествен — Венеция невелика и празднично-театральна. Она вся как декорация к комедии дель арте — недаром же в ней жили и творили Гольдони и Гоцци...
Я думаю: что чувствовали иностранцы в XIX веке (да и сегодня), когда, приезжая в "варварскую", по их представлениям, северную страну, они, проплывая по Неве, видели череду прекрасных дворцов:
А ещё мы обнаружим немало интересных перекличек. Вот, например, знаменитый Мост Вздохов, соединяющий Дворец Дожей с тюрьмой. Название такое ему, правда, придумал англичанин Байрон.
В Петербурге таких мостов-галерей несколько.
Венецианская церковь Санта Мария делла Салюте с огромным куполом (второй, поменьше, не на всех фотографиях виден).
И огромный купол Исаакиевского собора.
Мост Понте-делле-Гулье ("Мост со шпилями")
А у нас-то этих шпилей... Вот, например, Красный мост через Мойку:
и Египетский мост через Фонтанку:
Поцелуев мост. И, думаю, ещё найдутся.
Кстати, о мостах — вернее, об их отсутствии. Через Большой Канал в Венеции перекинуто всего три моста. Поэтому знаменитые венецианские гондолы — это не только развлечение для туристов, но и вполне востребованный местными вид транспорта (и стоит переправа на них дёшево, только места переправы-трагетто надо знать). Но ведь и в Петербурге XVIII - XIX вв. мостов через Неву практически не было и жители переправлялись из центра на Васильевский на лодках! Но никто, кажется, не воспел русских мужичков-"гондольеров".
Ещё одно удивительное сближение. Вот Стрелка Васильевского острова — просторное место на мысу между Большой и Малой Невой, со знаменитыми ростральными колоннами и зданием Биржи (укутано по случаю ремонта).
А вот Пунта делла Догана («Остриё Таможни») — треугольный мыс между проливом Джудекка и Большим каналом.
Кстати, недалеко от петербургской Стрелки тоже находится здание бывшей таможни, ныне отданное Пушкинскому дому — Институту русского языка и литературы Академии Наук.
И вид с этих "стрелок" открывается... конечно, не одинаковый, но сходный по тому ошеломляющему впечатлению, которое он производит.
«Тут конец перспективы» – стихи Бродского, написанные совсем о другом, вспоминаются как нельзя к месту. Такое впечатление, что законы перспективы не действуют: широкий водно-небесный простор, далёкие неразличимые очертания города от края до края горизонта; небольшие (как кажется) клочки суши справа и слева. Мир огромен, и кажется, что я нахожусь внутри какого-то волшебного стеклянного шара.
Я не нашла в интернете фото этих панорам. Многочисленные фотографы сосредоточивают внимание на великолепных зданиях. А открывающийся простор водной глади и неба, возможно, не передаётся на фотографиях. Но у меня от него просто захватывает дух! В общем, постарайтесь сами это увидеть...
Петербург и Венеция строились в разные эпохи, и архитектура их непохожа. Но сырой климат подсказывал сходные решения. Вот, например, украшенное мозаикой палаццо Барбариго. Эта красота не потускнеет, не отсыреет и не отвалится, как краска и штукатурка.
А вот дом 35 по улице Большая Морская с майоликовыми панно по рисункам Н.Рериха (оригиналы были выполнены в начале ХХ века в мастерской П.К.Ваулина; сейчас же мы видим воссозданные панно).
Или вот эта майоликовая икона по эскизу К.П.Петрова-Водкина на здании церкви.
А вообще зданий эпохи "северного модерна", в облицовке и украшении которых использована керамика и мозаика, в Петербурге немало.
Ну а ещё в истории города на Неве навсегда остались звонкие итальянские имена: Трезини, Росси, Растрелли, Кваренги. Какими великолепными зданиями они нас одарили!
Доменико Трезини, например, спроектировал здание Двенадцати коллегий (ныне СПбГУ), Александро-Невскую лавру, Петропавловский собор...
Джакомо Кваренги — здание Академии наук, Малый Гостиный двор на ул.Ломоносова, Смольный институт... Вот его Эрмитажный театр:
А вот доходный дом Жеребцовой:
Карл Иванович Росси — ансамбли Михайловского дворца, Дворцовой и Сенатской площадей, ансамбль Александринской площади с корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси).
И, конечно, русский архитектор Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, сотворивший такие чудеса, как Зимний дворец, Смольный собор, Большой Петергофский дворец и Большой Екатерининский дворец в Царском Селе!
И я ведь называю только самые известные их творения!
В общем, когда А.Блок писал: "Нам внятно всё — и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений", — надо было добавить: "И солнечный гений итальянский". Потому что творения итальянских мастеров стали частью нашей культуры и нашего менталитета.
Что хотелось бы сказать в заключение? Я не знаю, какой из этих двух городов красивее и важнее для культуры. Да и зачем делать такие выводы? Как хорошо, что оба эти города существуют на свете!
P.S. Мне трудно далась эта статья. Так много впечатлений и от одного, и от другого города! Так мало собственных удачных фотографий! Не судите строго!
*-