Найти тему
Записки у изголовья

Так похож ли Петербург на Венецию?

В XIX веке Петербург стали называть "Северной Венецией". Сегодня многие, побывав в настоящей Венеции, возмущённо утверждают, что ничего общего между этими двумя городами нет.

Конечно, и климат Петербурга иной, и устроен он по-другому. Ведь Венеция расположена на островах в лагуне, её "каналы" — это на самом деле морские протоки; Петербург же построен в устье большой реки, а его (немногочисленные) каналы прорыты искусственно для осушения болотистой почвы.

Но в эту поездку я поняла смысл сравнения. Петербург, как и Венеция, построен, образно говоря, фасадом к воде. Им, как и Венецией, надо любоваться с корабля. Да и сама архитектура имеет кое-что общее.

Начнём с самого очевидного. Разве можно оценить по достоинству красоту Кунсткамеры, Академии Художеств и особенно Зимнего дворца, если просто идти вдоль них по берегу?

-2
-3

Точно так же и в Венеции роскошные палаццо аристократов и просто живописные дома былых веков надо рассматривать с воды:

-4

К сожалению, фотографии Венеции мне в основном пришлось брать из Интернета. Из-за собственной небрежности я лишилась большинства фотографий, сделанных там...

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Да, конечно, вид совершенно разный. Венецианские дома — яркие и живописные, стоят тесно. Петербургские — строгие и величественные, и как же свободно, привольно они раскинулись над широкой Невой!

-7
-8
-9

И над небольшими речками и каналами!

-10
-11
-12

-13

Но я думаю, вы почувствовали, насколько различен характер этих городов! Петербург огромен, строг и величествен — Венеция невелика и празднично-театральна. Она вся как декорация к комедии дель арте — недаром же в ней жили и творили Гольдони и Гоцци...

Я думаю: что чувствовали иностранцы в XIX веке (да и сегодня), когда, приезжая в "варварскую", по их представлениям, северную страну, они, проплывая по Неве, видели череду прекрасных дворцов:

Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.

А ещё мы обнаружим немало интересных перекличек. Вот, например, знаменитый Мост Вздохов, соединяющий Дворец Дожей с тюрьмой. Название такое ему, правда, придумал англичанин Байрон.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

В Петербурге таких мостов-галерей несколько.

-19
-20

Венецианская церковь Санта Мария делла Салюте с огромным куполом (второй, поменьше, не на всех фотографиях виден).

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

И огромный купол Исаакиевского собора.

-22
-23

Мост Понте-делле-Гулье ("Мост со шпилями")

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

А у нас-то этих шпилей... Вот, например, Красный мост через Мойку:

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

и Египетский мост через Фонтанку:

-26

Поцелуев мост. И, думаю, ещё найдутся.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Кстати, о мостах — вернее, об их отсутствии. Через Большой Канал в Венеции перекинуто всего три моста. Поэтому знаменитые венецианские гондолы — это не только развлечение для туристов, но и вполне востребованный местными вид транспорта (и стоит переправа на них дёшево, только места переправы-трагетто надо знать). Но ведь и в Петербурге XVIII - XIX вв. мостов через Неву практически не было и жители переправлялись из центра на Васильевский на лодках! Но никто, кажется, не воспел русских мужичков-"гондольеров".

Ещё одно удивительное сближение. Вот Стрелка Васильевского острова — просторное место на мысу между Большой и Малой Невой, со знаменитыми ростральными колоннами и зданием Биржи (укутано по случаю ремонта).

-28

А вот Пунта делла Догана («Остриё Таможни») — треугольный мыс между проливом Джудекка и Большим каналом.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Кстати, недалеко от петербургской Стрелки тоже находится здание бывшей таможни, ныне отданное Пушкинскому дому — Институту русского языка и литературы Академии Наук.

И вид с этих "стрелок" открывается... конечно, не одинаковый, но сходный по тому ошеломляющему впечатлению, которое он производит.

«Тут конец перспективы» – стихи Бродского, написанные совсем о другом, вспоминаются как нельзя к месту. Такое впечатление, что законы перспективы не действуют: широкий водно-небесный простор, далёкие неразличимые очертания города от края до края горизонта; небольшие (как кажется) клочки суши справа и слева. Мир огромен, и кажется, что я нахожусь внутри какого-то волшебного стеклянного шара.

Я не нашла в интернете фото этих панорам. Многочисленные фотографы сосредоточивают внимание на великолепных зданиях. А открывающийся простор водной глади и неба, возможно, не передаётся на фотографиях. Но у меня от него просто захватывает дух! В общем, постарайтесь сами это увидеть...

Петербург и Венеция строились в разные эпохи, и архитектура их непохожа. Но сырой климат подсказывал сходные решения. Вот, например, украшенное мозаикой палаццо Барбариго. Эта красота не потускнеет, не отсыреет и не отвалится, как краска и штукатурка.

-30

А вот дом 35 по улице Большая Морская с майоликовыми панно по рисункам Н.Рериха (оригиналы были выполнены в начале ХХ века в мастерской П.К.Ваулина; сейчас же мы видим воссозданные панно).

-31
-32
-33

Или вот эта майоликовая икона по эскизу К.П.Петрова-Водкина на здании церкви.

-34

А вообще зданий эпохи "северного модерна", в облицовке и украшении которых использована керамика и мозаика, в Петербурге немало.

Ну а ещё в истории города на Неве навсегда остались звонкие итальянские имена: Трезини, Росси, Растрелли, Кваренги. Какими великолепными зданиями они нас одарили!

-35

Доменико Трезини, например, спроектировал здание Двенадцати коллегий (ныне СПбГУ), Александро-Невскую лавру, Петропавловский собор...

Джакомо Кваренги  — здание Академии наук, Малый Гостиный двор на ул.Ломоносова, Смольный институт... Вот его Эрмитажный театр:

Фото из Википедии.  Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.

А вот доходный дом Жеребцовой:

Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.
Фото из Википедии. Авторство: A.Savin.

Карл Иванович Росси — ансамбли Михайловского дворца, Дворцовой и Сенатской площадей, ансамбль Александринской площади с корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси).

И, конечно, русский архитектор Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, сотворивший такие чудеса, как Зимний дворец, Смольный собор, Большой Петергофский дворец и Большой Екатерининский дворец в Царском Селе!

И я ведь называю только самые известные их творения!

В общем, когда А.Блок писал: "Нам внятно всё — и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений", — надо было добавить: "И солнечный гений итальянский". Потому что творения итальянских мастеров стали частью нашей культуры и нашего менталитета.

Что хотелось бы сказать в заключение? Я не знаю, какой из этих двух городов красивее и важнее для культуры. Да и зачем делать такие выводы? Как хорошо, что оба эти города существуют на свете!

P.S. Мне трудно далась эта статья. Так много впечатлений и от одного, и от другого города! Так мало собственных удачных фотографий! Не судите строго!

*-