Найти тему
Агромир

Про клеточную инженерию и розы из пробирки

Лаванда узколистная
Лаванда узколистная

Вы когда-нибудь бывали в лаборатории, где занимаются разработкой методов клеточной инженерии? Нет? Мы так и думали. И решили вместе с научными сотрудниками Федерального государственного бюджетного научного учреждения науки «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма» приоткрыть завесу тайны.

Наша экскурсия начинается с предоперационной комнаты, где строгая хозяйка – заведующая лабораторией биотехнологий, доктор наук Наталья Алексеевна Егорова – заставляет нас переодеться. Журналисты посмеиваются: в одноразовых халатах, бахилах и шапочках мы выглядим как инопланетяне. Но даже в таком виде заглянуть в операционную нам разрешают только с порога.

— Дело в том, — поясняет Наталья Алексеевна, — что в наших питательных средах прекрасно растут не только растения, но и различные микроорганизмы. Малейший чих, малейшее колебание воздуха – и в пробирку попадёт инфекция, опыт будет сорван.

Здесь всё должно быть стерильно, как в настоящей операционной
Здесь всё должно быть стерильно, как в настоящей операционной

В операционной с микроскопом работает кандидат наук Ольга Якимова: по виду – такая же инопланетянка, как мы. К журналистам она не поворачивается, вероятно, чтобы не было тех самых колебаний воздуха.

— Ольга Валерьевна занимается микрочеренкованием лаванды, — поясняет за коллегу наша провожатая. — У нас лаборатория молодёжная, почти все сотрудники – кандидаты наук. Лаборатория занимается разработкой методов клеточной инженерии (не путать с генной), которая способствует повышению эффективности селекции и семеноводства разнообразных эфиромасличных культур. Мы разрабатываем технологии как создания новых генотипов, для того, чтобы получить новые сорта, так и технологии получения качественного посадочного материала для закладки оздоровленных маточников. И ещё одно основное направление нашей работы — это создание альтернативных коллекций, я покажу их немного позже.

Лаванда узколистная
Лаванда узколистная

— В операционной у нас проводятся работы, которые требуют высокого уровня стерильности, — продолжает Наталья Алексеевна. — Здесь происходит введение в культуру in vitro, то есть мы берём растительный материал с поля или из теплицы, поверхностно стерилизуем его спиртом или хлорсодержащими препаратами и помещаем в пробирку на питательную среду.

«Я прислал тебе чёрную розу в бокале голубого, как небо, аи…» — вспоминаю я в эту секунду бессмертное блоковское. Ну не технарь я, гуманитарий. А розы в пробирках здесь тоже выращивают, хотя и эфиромасличные. Которые, естественно, чёрными не бывают.

-4

— Мы под микроскопом выделяем миристемы – части почки размером 0,2-0,3 десятых миллиметра, — продолжает строгим научным языком Наталья Алексеевна, пока я витаю в эмпиреях. – Помещаем их в питательную среду, из неё в течение месяца вырастает проросточек, из которого затем каждый месяц можно делать микрочеренкование. То есть побег делится на маленькие сегменты, участок стебля с одним узлом, снова переносится на питательную среду, растёт, образуя несколько новых побегов. А через месяц снова проводим черенкование, потому что по прошествии времени питательная среда истощается и растение почти всю пробирку занимает. И так можно почти до бесконечности. Это так называемое клональное микроразмножение.

На этих словах мы переходим в следующую комнату – культуральную, где поддерживается постоянная температура 26 градусов, специальное освещение и влажность. Здесь малыши-череночки в пробирках подращиваются до необходимых размеров.

Культуральная комната
Культуральная комната

Продолжение статьи на нашем сайте. Не забывайте подписываться на наш канал, радовать нас лайками и хвалить в комментариях) А также читать новости сельского хозяйства в нашем телеграме https://t.me/gazetaagromir.

Возвращайтесь!