Можно ли представить, что стресс может быть частью не только реальной жизни, но и мультипликационной? Это явление ярко показывают различные герои и персонажи.
Например, в одной из серий «Смешариков» («Роман в письмах») Бараш пытается признаться в любви прекрасной Нюше, но так волнуется и переживает, что не может подобрать слова, запинается, начинает нервно ходить туда-сюда, злится и уходит, не сказав ни одного внятного предложения. Раздумывая об этой теме, Бараш проходит разные этапы: от столкновения и мобилизации в виде тревоги и злости, адаптации в виде грусти и апатии, истощения в виде поиска решения и застревания на одном из них. А далее переосмысляет и выстраивает новую стратегию по отношению к образу любимой. Кстати, наш герой выбрал один из действенных способов решения сложных эмоциональных переживания в виде письменных практик.
Другой известный персонаж из мультфильма «Ежик в тумане», заблудившись в лесу, испытывает стресс в ответ на различные устрашающие факторы в виде непонятных и громких звуков, абстрактных и темных силуэтов, ощущения, словно что-то пролетает над головой. Конечно, его реакцию запускает страх. Но надо заметить, что из основных эволюционных способов справиться с этим (бей, беги, замри), у героя ярко проявляется стратегия «беги». Такие реакции обычно спонтанны, естественны и неосознаваемы.
Обаятельная Панда По из мультфильма «Кунг-фу Панда» не только обладает впечатляющими спортивными навыками, а также является отменным гурманом. Но именно эта особенность накладывает некоторые сложности с преодолением стресса. Можно сказать, что на стадии истощения главный герой пытается компенсировать потраченную энергию тем, что увеличивает порции и количество приемов пищи. С одной стороны, такая реакция вполне естественна: ведь силы были затрачены, значит, нужно их восполнить. Но, с другой стороны, в такие периоды мера может не соблюдаться, а, следовательно, ярче проявляется «заедание», особенно в ситуациях неопределённости. Надо заметить, что в ситуациях подавленности, апатии и грусти герой и вовсе не хочет есть, отказывается от еды и теряет аппетит. Получается, что для По еда является не только радостью жизни, но и прекрасным физиологическим индикатором стресса.
Одним из ярких примеров позитивного стресса считается рождение детей, но для главного героя мультфильма «Шрек» всё не так просто. Постепенно это событие переходит в хронический стресс, где главный герой испытывает утомление, раздражение и тревогу, снижение памяти и внимания, точности и быстроты реакций, проблемы со сном, кошмары и отсутствие чувства отдыха. Все эти реакции усиливаются изо дня в день. Наиболее ярко они проявляются на праздновании дня рождения детей, где включённость во множество дел в виде общения, решения проблем гостей, плача детей, вопросов жены, помощи в организации праздника и подобного выливаются в сильнейшее напряжение. Для того, чтобы от него избавиться, Шрек прибегает к привычному для себя способу – мощному рычанию. Способ быстрый и действенный. Главное, что во время его исполнения ни один гость не пострадал. Безопасные способы проживания стресса, как для себя, так и других – основа здоровья и устойчивых взаимоотношений.