Только что вернулась из кинотеатра, нахожусь под глубоким впечатлением.
Режиссер Антон Мегердичев умеет в контрасты. Я думала, что после его «Движения вверх» я с ним гадить не сяду на одном километре, а вот подишь ты.
Надо сказать, что Пермь для меня не пустой звук: наше издательство «Планета» когда-то выпустило книги «Маленький пермяк», и ваша покорная слуга писала для них несколько глав и заданий по тексту, чтобы набрать нужное количество уроков до школьного стандарта в 34-35 занятий в год. (Кто спрашивал, есть ли у меня выпущенные книги, вот ваш шанс. ☺)
Книгу Алексея Иванова я не читала, на соответствие событий фильма историчности не претендую, но просмотра он определенно достоин. Хотя терпения потребует адского.
***
Спойлеров не будет.
Начало было унылым, как жизнь Никиты Михалкова без доступа к «Оскару» с его фильмами про тяжкую советскую действительность, снятыми на деньги «Фонда кино».
Главные герои потихоньку вводились в повествование, нам показывали роскошные виды Пармы и куда менее роскошные виды грязнючих крестьянских избушек.
Я считала минуты, борясь с непреодолимым желанием достать телефон и начать читать какую-нибудь книжку, чтобы скоротать время. В моем мозгу уже мелькали строки будущего обзора: «Если вы хотите глянуть новый фильм Мегердичева, то знайте, что книга лучше. Какая книга? Любая!» и «Можно вывезти актеров из «Скифа», но «Скифа» из актеров уже не вывести». Скептицизма мне добавил один из персонажей, который решил взять золотого идола, весящего, по его словам, пуд (16 кг), и взял его так, что стало сразу понятно: баба почти ничего не весит.
В какой-то момент мне это надоело, и я даже решила уйти из зала, но вспомнила про читателей, про своё обещание глянуть фильм и решила остаться. "Царское слово тверже гороха" (с).
К этому времени у главного героя убили отца, который во время боя вздумал оглядываться по сторонам с открытым ртом, и я горячо поаплодировала: люблю смотреть, как дохнут картонные персонажи.
Как говорится: «Что мы можем сказать о покойнике? Он был жадным и глупым. Закапывай».
И тут вдруг фильм стал набирать очки. Во-первых, сын князя вырос, стал из брюнета блондином и превратился в Александра Кузнецова, а у меня к этому актеру слабость. Во-вторых, фильм стал всё больше разбавляться экшеном, и каким!
Далее я смотрела «Сердце пармы» с открытым ртом и всё больше понимала, насколько «Кольца власти» отучили меня смотреть батальные фильмы.
«Стоп. Так вы пацану нос сломали, чтобы объяснить этим характерный профиль актера Кузнецова? Однако... Оу, у этого фильма есть диалоги! …Подождите. Это острог? Этот мощный город с деревянными стенами, а не три сарая с подклетом? А что, так можно было?! …Ничосе! У ратников есть щиты! …Ух ты, какие батальные сцены неплохие! …Эти доспехи сделаны не из картона! …Воины здесь почему-то понимают, что шлемы носят не только для красоты, они их и в бою не снимают! …Это точно российское кино? В нем есть и сценарий, и хорошие актеры, и пряморукий оператор, и режиссерская работа! Я слышу все диалоги – это вообще возможно, чтобы в звукооператоры брали людей с нормальным слухом? …Нет, это уже наглость: здесь актеры умеют играть, а каскадеры дерутся так, что начинаешь бояться за их жизнь».
К самому концу фильма я поняла, что он мне нравится. Не то чтобы он был снят на твердую пятерку, но сюжет в нем определенно есть, не говоря уже про хорошие драки.
Хихикала только над некоторыми моментами.
1. У князя Михаила ежеминутно меняется прическа. То он машинкой пострижен под ноль, то моментально обрастает длинной гривой. В следующий момент – уже с бородкой, постриженной под Николая Второго. И ведь похож, чертяка!
2. Княгиня у него обожает перед народом голышом попрыгать. А потом чего-то обижается, что к ней посторонние пристают. Дамочка, вы уже определитесь – вам шашечки или ехать.
3. Будь я князем Михаилом, у меня бы ни этот поп бесноватый не стал письмами сорить, ни дьяк живым из острога не выехал. Простите, но даже сейчас есть поговорка: «Закон – тайга, прокурор – медведь». А тут князь сам себе проблемы создал.
4. Поп в церковь вошел и как начал лупить по статуе Богородицы. Очень странно, что князь его не остановил. Истукан-то он истукан, но воплощает матерь Христа. Сжечь его можно, можно утопить, но бить нельзя.
5. В некий момент герои идут в бой без шлемов. Причем с видом: «Да, мы знаем, что это глупо, но и традиции нарушать негоже. Так нате ж вам, подавитесь!»
6. Нарисованный лось. Так и не могут наши аниматоры без того, чтобы ремейкнуть короля Трандуила через свой талант. Двигается лось, как простая лошадь или северный олень. С кого рисовали – то и получите.
А в остальном твердая четверка из пяти. Просмотра достоин.
Кто уже его смотрел, можете сравнить со "Скифом" или "Легендой о Коловрате". На мой взгляд, фильм "Сердце пармы" снят гораздо лучше. Историчности, конечно, нет, но и никаких "героических штурмов Плешивой горы в Рязани" тоже. Уже радует.
Партнеры: