Найти в Дзене
ДетиЛюбят

6 инструментов развития творчества у ребенка



Нужно ли развивать творческое начало в детях и как это делать? Какие бывают инструменты творчества и факторы ему способствующие? Бывают ли нетворческие дети и как их воспитывать?


На эти и многие другие вопросы отвечает Кирилл Бесчастный, руководитель творческой мастерской «ДетиЛюбят», столярный мастер.


Дети и творчество
В числе многочисленных определений творчества есть и такое. Творчество – это самовыражение через создание чего-то нового.
Дети по своей природе весьма творческие натуры. Бывают ли нетворческие дети? Скорее, да. Их лучше назвать детьми со слабыми творческими задатками. В будущем таких детей (то есть выросших взрослых) с большой вероятностью можно будет отнести к личностям, готовым и привыкшим действовать по схемам с предсказуемыми результатами. В ситуациях с неопределенными вводными и неопределенным результатом они, скорее всего, будут испытывать сильный дискомфорт. Соответственно, творческий процесс, предполагающий создание чего-то с не очень четкими критериями, для них чужд и непонятен.
Попытаться расширить диапазон возможностей этих нетворческих ребят можно, но при этом не стоит сильно давить. Вполне возможно, такое отсутствие творчества просто является складом характера, личности. Зато данная особенность позволяет успешно реализовывать другие четко сформулированные, обладающие ясными твердыми критериями задачи в жизни.
Важно отметить, что нетворческие дети встречаются довольно редко. В основной своей массе ребятам интересно что-то воображать, придумывать, создавать. Детство – благодатная пора для развития и становления творческого потенциала будущей личности.


Инструменты развития творчества
Говоря об инструментах развития творчества, стоит выделить следующие.


1.Дивергентное мышление.
Это способность находить разнообразные решения одной и той же задачи.
Например, в столярной мастерской после определения идеи будущей поделки педагог предлагает ребенку подумать о нескольких вариантах ее реализации. Для этого набрасывается эскиз, выкладываются на столе из заготовок несколько образов изделия. Данный инструмент может быть использован в любой деятельности.


2.Рефлексия.

Творческий процесс предполагает не только непосредственно работу по созданию чего-либо, но и обсуждение результата, обговаривание того, что было трудно, что нравится, а что нет, постановку задач на будущее, критику и советы при необходимости.


3.Организация творческого процесса.
Первый этап – это постановка задачи, формулировка того, что будет создавать творец.
Следующий этап – формирование образа доступными средствами, например, при помощи эскиза, путем выкладывания заготовок на столе. Здесь решающую роль играет возраст. Эскиз, нарисованный пропорционально, в масштабе – почти непосильная задача до 7-10-летнего возраста, особенно без обучения изобразительному искусству. Создание эскиза в младшем возрасте – скорее приучение к творческому процессу, чем реальное подспорье в создании чего-либо.
Путь и сроки изготовления – обозначение того, что с чем соединяем, как обрабатываем и сколько это займет времени. Эти навыки уже относятся к проектному мышлению.
Поддержание рабочего места в опрятном состоянии, уборка поля работ – важные составляющие культуры творческого процесса.


4. Законы, правила и каноны
.
Любой творческий человек - музыкант или художник - подтвердит, что импровизация, полёт фантазии строится на отработанных приёмах, соблюдении законов, прежде всего, композиции.


5. Переключение.
Монотонная однообразная работа может вызвать усталость и пригасить творческий порыв. В такой ситуации желательно переключаться с одного вида деятельности на другой, не забывая при этом о конечной цели. В зависимости от поставленных задач можно варьировать рабочие процессы нужным образом.


6. Помощь взрослого.
Важно подбирать такие пути реализации творческого замысла, которые позволяют ребенку пройти все этапы максимально самостоятельно. Помогая, взрослый не должен склонять подопечного к правильным решениям, предостерегать его от всех ошибок, склоняясь таким образом к настроению гиперопеки. Однако соблюдение некоторого баланса также должно иметь место. Помощь в ситуации, когда ребенок близок к разочарованию в задуманном, вполне допустима.


Факторы, способствующие творчеству

Говоря о развитии творчества в детях, нельзя не упомянуть факторы, способствующие ему. Они представляют собой своеобразные катализаторы, дополнительные импульсы, которые помогают творческому процессу начаться и идти своим чередом.


1
. Свободное пространство в интерьере, на столе.
Хорошо, когда у ребенка есть свободное пространство для его мыслей, идей, фантазий. Свободный стол, чистый лист, незагруженность детской комнаты обилием предметов, отвлекающих от идей. Хорошим подспорьем будет mindboard (доска идей), где размещены фотографии, вырезки из газет и журналов, настраивающие на творческую работу, дающие идеи.


2. Удобство и наглядность возможностей.
Инструменты и материалы должны быть удобно и наглядно расположены, чтобы их вид как будто говорил ребенку, что, из чего и как можно сотворить.

-2


3. Настроение.
К сожалению, творчество по указке не всегда возможно. Именно поэтому важно наличие общего спокойного расслабленного настроения, легкой непринужденной атмосферы, ощущения безопасности самовыражения. Свобода, комфорт и неспешность – неизменные спутники вдохновения и творческого процесса.


4. Ограничение.
Это правило как будто противоречит предыдущему, но на самом деле дополняет его. Ограничение (по времени или условиям) также может выступать неплохим катализатором творчества. Заданные границы служат сосудом, который человек наполняет своими идеями. Творить в безграничной свободе могут лишь развитые или незапуганные люди. В качестве подтверждения достаточно будет напомнить про дедлайны и условия сдачи работ преподавателям, заказчикам и т.д. Понятно, что, как и во всем, здесь нужна мера.


Приведенные выше инструменты развития творчества и факторы, ему способствующие, при их использовании в ежедневной практике позволят без особого труда заинтересовать ребенка и вовлечь его в творческий процесс, «прокачать» уровень его творческого развития.
Творческие способности наряду с мягкими навыками (soft skills) являются важными качествами будущей полноценно развитой личности.