Найти тему
Вероника Хлебова

Мы часто опираемся на представления о том, что мы не можем. Как выйти за ограничительные флажки?

Все дело в том, что мы привыкаем думать о себе так, как о нас думали другие люди.

Например, родитель считал вас глупым, инертным, рассредоточенным, или бесталанным - и вы будете думать о себе так же.

Значимый взрослый считает, что у вас ничего не получится в творчестве и настойчиво навязывает математику? Вы перестаете верить в свои силы в творчестве.

Вам могли, наоборот, внушать, что вы - хороший мальчик или девочка, а вы, ради одобрения, старательно отрабатываете эту роль, лишая себя важных жизненных опор.

Например, вы оставляете себя без защиты, потому что боитесь конфликтов. Или вы служите другим людям, не замечая и не уважая свои потребности.

Получается, что великое безграничное проявление, которым мы могли бы быть, ограничено людьми, которые даже не видели нас, потому что не осознавали себя.

Один мужчина любил работать с детьми, но не считал такую работу важной. Потому что его отец внушил ему, что настоящая работа - это только занятия наукой.

Другая женщина не разрешала себе быть чувствительной, потому что ее за это высмеивали в семье: "Боже мой, какая неженка!"

Многие ограничения мы перестаем чувствовать как ограничения, рационализируем их, считая естественными.

Например, мы не протестуем, что детей в школе оценивают, приучая их чувствовать себя лучше или хуже других. Нам это кажется нормой. Но, в действительности, это приводит к нарциссическому взгляду на себя и на мир: если я лучше, я наслаждаюсь превосходством. Если я хуже, я чувствую себя неудачником, и утрачиваю желание развиваться.

Можно ли выйти за ограничительные флажки? Можно ли почувствовать разрешение быть разным?

Если мы отказываемся быть хорошими, мы, конечно, можем встретиться с сопротивлением других людей. Но, одновременно, другие люди узнают, что у нас есть свои потребности и ограничения.

... Например, мне сложно было согласиться с тем, что я "не справляюсь". Моя "хорошесть" не вмещала в себя "не справиться."

И поэтому сложно было не взять на себя повышенные обязательства. Хотя, если бы я разрешила себе "не справиться", я взяла бы на себя столько, сколько реально могу взять. То есть брала бы на себя только "свое" и отказывалась бы от "чужого".

Мужчина, который хотел заслужить одобрение отца, отказывался от своего призвания, и в конечном итоге - от себя. Потому что он не был ученым, но зато был хорошим наставником для детей.

Если признать, что оценочная система формирует оценочное отношение к многообразию людей, где каждый - такой какой он есть, а не "хороший" или "плохой", то мы можем существенно снизить напряжение в обществе, вызванное желанием соответствовать каким-то представлениям, способствующее неискренности и фальши, высокомерию и унижению.

Каждый человек получит разрешение быть "нормальным" в своих границах, и это сделало бы общество более гармоничным.

Выходит, что нужно перестать считать внедренные рамки и ограничения нормой. То, что неосознанно внушили нам о нас самих, сформировав наше отношение к себе, должно быть под внимательным прицелом: действительно ли то, что я привык думать о себе, на самом деле - обо мне?

И действительно ли мне нужно опираться на чужие ограниченные представления о себе, если они не позволяют мне чувствовать безграничное количество возможностей, которым я на самом деле могу обладать?

Друзья, для работы с детской травмой я приглашаю вас проделать курс терапевтических медитаций "Сепарация и исцеление травмы"

Мои книги можно купить Здесь

Подписывайтесь на мой Телеграм