Гостей встречает сама Сибирь.
Её лицо воссоздано по найденному в могильнике древнему черепу, она вырастает из тумана фантасмагорий и шершавой коры огромного комеля и устремляет голову к вершинам косматых елей. (Автор этих скульптур Пётр Бирюков, ему же принадлежит эта атмосферная концепция выставки).
Выставка очень атмосферно рассказывает о древних культурах, остатки которых найдены в Сибири.
Интересно, что эти находки есть у нас благодаря строительству Транссибирской железнодорожной магистрали. Александр III сразу вместе с указом о строительстве подписал рескрипт о сохранении древностей, которые будут найдены при строительстве дороги. Оттуда и пошло такое отношение, слава богу, и до сих пор продолжается.
В первом зале наглядное мультимедийное видео показывает бескрайние сибирские пространства, по краешку которых узкой ленточкой тянется Транссиб. А вокруг неё тут и там разбросаны находки древних цивилизаций. О каждом можно узнать, поднеся руку к интерактивной кнопке.
Только вдумайтесь сколько археологических цивилизаций было на территории Сибири: пазырыкская, кондонская, вознесеновская, глядневская, окуневская, кулайская, таштыкская, тагарская, отголоски скифской. В металлических и деревянных бляшках и нашивках они оставили кусочки своих культур, а мы можем теперь их рассмотреть.
Артефакты этих миров представлены на выставке очень уважительно: каждый в отдельной витрине. Это зверолюди, птицечеловеки - смешение антропоморфного и природного. Загадочные все до единого - мы почти не знаем, что это за предметы, чему служили и кто на них изображён. Настолько древнее всё, что есть только предположения и догадки.
Выставка замечательно погружает в атмосферу и будит интерес к теме. Самих артефактов немного, но ощущение окружающего мира воссоздано верное:
Дерево с вдавленными металлическими бляшками, погребальная изба на курьих ногах, идолы, монголоидная Сибирь с медведем по правую руку, саблезубый тигр, словно слитый с массой горной гряды, светящиеся петроглифы, дикие лошади, несущиеся над гребнем скалы...
Очень здорово на выставке воссозданы тактильные модели. Они не только для невидящих посетителей, но и видящим помогают лучше понять артефакты. При тактильном контакте понимается немного по-другому, а на укрупнённых моделях лучше видны детали. Очень рекомендую ощупать глиняную фигурку кондонскую нифертити - последовать за пальцами древнего художника.
Многие жалуются на темноту выставки. Но мне кажется, эта атмосфера - как кусочек мозаики, который заставляет не столько понимать, сколько чувствовать тот далёкий от нас мир. Тогда меньше полагались на логику, больше на верность своих ощущений.
Завершающий штрих этого погружения - аудио сопровождение. Ненавязчивая, но настойчивая мелодия, в которой слышатся звуки дремучих лесов, бескрайних степей, едва различимый бой барабана и шаманское пение. Это именно то, что называют иммерсивной выставкой.
Выставка идёт до конца января 2023 в ГИМ.
PS. Если вам понравилась статья, не забудьте
нажать лайк и подписаться.
Репосты тоже приветствуются.