Я всегда интересуюсь историей домов, строений, храмов, которые посещаю. Иногда это настолько удивительные истории, что просто невозможно пройти мимо и не написать о них.
Недавно я посетила органный концерт в Петрикирхе. Он, конечно же был великолепный, но сегодня я расскажу вам не о нем. Рассказ будет о здании, в котором проходил музыкальный вечер.
Так вот, сегодня моя статья про лютеранскую церковь святого Петра, расположенную на Невском проспекте, 22 А в Санкт-Петербурге.
Первая лютеранская церковь в Петербурге появилась в 1704 г. на территории Петропавловской крепости. Она была призвана, духовно поддерживать всех военных евангелическо-лютеранского вероисповедания. Одновременно, на другом, левом берегу Невы, возникает группа евангелических христиан, которые собираются в доме российского флота. Община была многонациональной, но большинство имело немецкое происхождение и лютеранское вероисповедание. Вице-адмирал Корнелиус Крюйс подарил этой общине деревянную капеллу (церковь), находившуюся прямо в его собственном дворе.
К. Крюйс был первый командующий Балтийским флотом. Будет время почитайте его биографию, это невероятно интересная личность.
С 1719 года службы проходили в новом доме Крюйса, на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Число прихожан росло, и требовалась более вместительная церковь.
27 декабря 1727 года Петр II издал указ, по которому община получила земельный участок на «Невской першпективе» (современном Невском проспекте). Здесь должны были построить церковь, церковную школу и пасторский дом. Проект был разработан покровителем общины графом и военным инженером Б. Х. Минихом при участии архитектора Петербурга Д. Трезини.
Первый камень церкви был заложен 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла. Сбор средств на строительство и отделку проводился во многих протестантских странах. Освящение состоялось 14 июня 1730 года. Окончательная отделка под руководством И. Я. Шумахера была завершена в 1738 году. На тот момент это была двухэтажная базилика с башней, частично деревянной. Внутри храма стены были выкрашены в синий цвет, некоторые части (алтаря, кафедры, органа, колон) были вызолочены. Алтарь был украшен ангелами, скульптора И. Ф. Дункера, интерьеры украшала живопись Иогана Гзеля. Со стороны алтаря к церкви пристроили каменную капеллу-покойницкую. В церкви был орган изготовленный мастером из Митавы (сейчас Елгава, Латвия) И. Г. Иоахимом. В некоторых источниках пишут, что органистом в церкви служил Г. Н. Гербер, ученик И. С. Баха.
К началу XIX века здание сильно обветшало, церковь не вмещала всех желающих, и в 1833 году ее решили снести. В этом же году на одном из заседаний церковного совета был принят проект Александра Брюллова, а 21 августа 1833 г. был заложен первый камень новой церкви св. Петра. Работы длились пять лет. В октябре 1838 году новая церковь была освещена.
На входе ее украшали мраморные статуи апостолов Петра и Павла итальянского мастера А. Трискорни, над аркадой горельефы евангелистов - Т. Н. Жака, фигура ангела на парапете - И. Германа. Интерьер делился на три нефа столбами, которые поддерживали крестовые своды. Введение металлических конструкций, в то время, было новшеством в отечественном строительстве.
Алтарь украшала композиция «Распятие» написанная К. П. Брюлловым, братом архитектора. В 1864-1866 гг. созданы витражи. В церковном зале был установлен большой орган работы немецкого мастера Э. Ф. Валькера. В 1863-1865 годах П. И. Чайковский занимался здесь у церковного органиста Г. Штиля. Здесь же была помещена перенесенная из старой церкви картина на дереве «Иисус с Фомой Неверующим и учениками», приписываемая Гансу Гольбейну Младшему.
В 1864-1871 гг. церковь была украшена шестью написанными на стекле витражами, четыре из которых выполнил И. Келльнер. Три яруса боковых галерей опирались на тонкие чугунные колонны и были оформлены чугунными решетками.
Первый серьезный ремонт в храме был в 1883 году, тогда заменили деревянные стропила на металлические. В 1895-1897 гг. заново были отделаны интерьеры в «готическом стиле» архитектором М. Е. Месмахером. На галереях появились дубовые ограждения вместо решеток, расширили органный хор и пристроили к нему балкон. По сторонам главного входа в зал сделали две боковые двери, заменили лестницы, оконные рамы. В 1910-1911 годах архитектором Б.Р. Богдановичем была проведена техническая реставрация.
Эта церковь была самая большая из лютеранских церквей в Петербурге. К 1917 году количество прихожан составляло около 15 тысяч. Благотворительное общество при церкви содержало школу Петришуле, детский сад и приют, больницу и дешевые квартиры. Кстати, одним из принципов формирования школы Петришуле была веротерпимость, в нее принимали детей всех христианских конфессий.
Переломным моментом для храма св. Петра стала революция 1917 года. Многие прихожане покинули Россию, здание церкви и имущество национализировали. В 20-е годы богослужения еще проводились, но уже в то время начались репрессии против христиан всех вероисповеданий. Прихожане, пришедшие на службу в рождественский сочельник 1937 года не смогли попасть в храм. Пастор был арестован, позднее расстрелян. В церкви устроили склад и овощехранилище. Часть произведений разграбили, что-то попало в музеи, что-то бесследно исчезло или было разрушено. Внутреннюю отделку уничтожили. Замечательный орган фирмы Валкер, который звучал с 1840 года по 1937 год, был разобран и утерян.
Но самое страшное испытание храма ждало в 1950 -Х годах. Здание церкви решили передать в аренду Северно-западному речному пароходству для использования под зимний плавательный бассейн. На ум приходит только одно слово, варвары. И тут не важно, атеист вы, или верующий. Такой исторический памятник, в который вложили свой труд великие архитекторы, скульпторы, художники, превратить в бассейн, просто немыслимо.
В 1956-1963 гг. по проекту архитектора А. П. Изоитко и инженера Л.Ф. Онежского в храме был сооружен плавательный бассейн. Действовал он вроде как до 1988 года. Даже соревнования в нем устраивались, и международные в том числе.
В 1992 году здание церкви св. Петра было возвращено Евангелическо-Лютеранской Церкви, Петрикирхе стала кафедральным собором. В 1993-1997 гг. была проведена частичная реставрация с консервацией бассейна и реконструкцией интерьера, который практически утратил исторический вид. Над переустройством Петрикирхе работали российские и немецкие специалисты, но финансирования не хватало. Сейчас она выглядит вот так.
На главном фасаде две симметричные башни, декор я бы сказала скупой, но это и привлекает. Особенно красив второй ярус, арочные окна и ниши. В октябре 2021 года на башни вернули копии утраченных часов.
В сквере у здания установлен бронзовый бюст композитору И. С. Баху, который смотрит на писателя И. В. Гете.
Обошли вокруг здания. Вроде как ничего особенного в оформлении, но как красиво выглядит.
Вход в церковь.
По бокам фигуры апостолов Петра и Павла. Они такие разные. Петр до того, как стал апостолом, был простым рыбаком, а Павел ученый богослов из тогдашней элиты. Разными путями пришли они к Господу. Символично. Здесь они рядом.
Фонарь рядом с входом, красота то какая.
В настоящее время в церкви проходят богослужения, концерты, выставки, спектакли, которые может посетить любой желающий. Чаша бассейна так и находится под полом. Есть даже экскурсия по катакомбам Петрикирхе. Можно прогуляться как раз вокруг чаши бассейна.
Стены в катакомбах украшены рисунками и картинами. Ниша под алтарем стала памятником репрессий, она расписана Адамом Шмидтом – художником немецкого происхождения, пережившим депортацию во время Второй мировой войны и сталинские лагеря.
Мы посетили органный концерт. Лично мне он понравился. Не часто услышишь живое исполнение на большом органе, да и еще в такой обстановке.
Орган фирмы Willi Peter появился здесь в 2017 году.
Имейте ввиду, что если решите пойти на концерт, сидеть вы будете на скамейках для прихожан или на трибунах (ранее были трибуны бассейна). Самого исполнителя вы будете видеть только на видео, которое проецируется на потолок над алтарем. Орган находится за спиной на втором ярусе. Но нам это совсем не мешало наслаждаться музыкой.
А это малый орган Штейнманн, уставлен внизу в большом зале.
До концерта прогулялись по исторической экспозиции. Здесь можно увидеть, как выглядела роспись интерьеров, выполненная по проекту и под руководством М. Месмахера. Вот ее фрагмент на одной из стен, 1895-1897 гг.
А это копия витража с изображением Моисея в пустыне с Медным Змеем. Оригинал выполненный известным нюрнбергским художником-витражистом И. Келльнером с 1938 года находится в Эрмитаже.
Дверь выполненная из дерева. Великолепная работа.
Макет церкви начала XX века.
Замечательная лестница ведущая на второй и третий этаж.
Если вы вдруг оказались в Санкт-Петербурге недалеко от Казанского собора, обязательно загляните и в Петрикирхе.
Расположен храм на Невском проспекте, чуть в глубине квартала. От ближайшей станции метро "Невский проспект" до Петрикирхе идти спокойным шагом минуты три-четыре.
Спасибо, что заглянули ко мне на канал. Замечательных вам прогулок и приятных впечатлений.