На прошедшей неделе в нашем блоге была опубликована статья с приведением судебной практики по ситуации, когда проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее – МКД) осуществляется жителями двух и более домов, расположенных на едином земельном участке. Об этом можно прочесть здесь.
В настоящей статье рассмотрим судебный спор по межеванию придомовой территории, когда для формирования участка под одним МКД понадобилось согласие собственников четырех домов.
Без данного согласия суд не нашел оснований для того, чтобы обязать органы местного самоуправления провести подготовку проекта межевания территории (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (определение по делу № 88А-16648/2022 от 15 сентября 2022 года).
В Омске на одном земельном участке, поставленном на кадастровый учет еще в далеком 2005 году, было построено четыре МКД.
В 2016 году собственники помещений одного из домов создали товарищество собственников недвижимости (далее – ТСН), приняв решение о формировании земельного участка под своим домом. Позднее (в 2018 году) уполномоченный представитель собственников обратился к мэру города Омска с соответствующим заявлением.
В ответ на обращение департамент имущественных отношений Администрации города Омска сообщил о том, что решение о разделе земельного участка должно быть принято на общем собрании собственников всех (четырех) МКД, расположенных на этом участке.
Формирование земельного участка под одним (отдельным) домом можно осуществить лишь в случае наличия границ образуемого участка в проекте межевания территории и только с согласия собственников помещений этих МКД.
Впоследствии ТСН обратилось к мэру с заявлением о подготовке проекта межевания застроенной территории, однако департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска повторно разъяснил:
- поскольку в границах земельного участка располагаются несколько МКД, решение о разделе участка должно быть принято на общем собрании собственников помещений таких домов в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Также департамент указал на подготовку документации по планировке территорий и планирование публичных слушаний по проекту межевания.
По итогу органы местного самоуправления так и не подготовили проект межевания территории, а последующие обращения ТСН к мэру города Омска и губернатору Омской области позиции не изменили.
Не согласившись с таким положением дел, ТСН направило административный иск к упомянутым департаментам, а также к Муниципальному образованию город Омска в лице его мэра.