Найти тему
Владимир Гордеев

Меланхолия (2011, Дания - Швеция - Германия, фантастика / драма): Мертвеющая красота нашего мира

Оглавление

Двадцать лет, начиная с 90-х, с каждым новым фильмом Ларс фон Триер становится все более точным, проницательным и… масштабным, при том, что не уходит от камерности. "Меланхолия" – один из лучших апокалиптических фильмов, что я видел.

Важная деталь: сюжет в фильме перестает играть какое-либо значение. Напряжение возникает не за счет каких-то сюжетных перипетий, частных драм, которые происходят в жизни отдельно взятых персонажей (как это происходит, например, в прекрасном фильме "Рассекая волны" или в не менее прекрасном "Догвилле"), а за счет глобальных перемен в окружающем мире. Внешний мир претерпевал изменения в "Антихристе", а в "Меланхолии" он изничтожается напрочь. Вместе с внешним миром изничтожаются напрочь и внутренние миры героев, естественно.

Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)
Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)

"Меланхолия" делится на две серии.

Первая серия посвящена Жюстине. Жюстина выходит замуж. Во время свадебного банкета она ведет себя в высшей степени странно: непоследовательно, взбалмошно, угрюмо, тайно-преступно. Поведение Жюстины удивляет гостей и родственников (а многих из них Жюстина попросту бесит. К числу таких "гостей" относится и большинство зрителей). Зритель пытается найти объяснение ее странному поведению, и Триер с готовностью подбрасывает ему разные теории. Например, мамаша Жюстины – сумасшедшая женщина, а яблоко от яблони, как говорится, недалеко падает.

Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)
Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)

Героиня второй части – старшая сестра Жюстины Клэр. Клэр узнает, что к нашей планете Земля приближается другая планета, о которой прежде никто не знал, и что через несколько дней (об этом вещают миллионы сайтов в гугле) их траектории пересекутся. Муж Клэр, астроном-любитель, пытается как-то успокоить жену. Но та не успокаивается. А вот Жюстина, доселе пребывавшая в состоянии меланхолии, а точнее говоря – одной из последних стадий депрессии, вдруг обретает покой.

Через несколько дней, судя по прогнозам гугла, Меланхолия столкнется с Землей.

Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)
Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)

Конечно, что касается развития сюжета, то "Меланхолия" банальна и не слишком интересна. Но ценность фильма вовсе не в прихотливом развитии сюжета, а в визуальной выразительности и режиссерской ловкости: Триер в полной мере дает почувствовать унылую пошлость стандартизированных человеческих отношений и в то же время дает понять: совершенно случайно эти стандартизированные человеческие отношения могут исчезнуть навсегда, в любой момент, ведь само человеческое существование – воля случая. И это, безусловно, будет поводом для жалости… вот только жалеть уже будет некому.

Жуткую фразу произносит Жюстина: "Я знаю, что кроме нас никого нет. Жизнь есть только на Земле". Исчезнет жизнь на Земле – исчезнет жизнь во Вселенной. (Да и вообще, диалог Жюстины с Клэр великолепен).

Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)
Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)

Композиция фильма очень стройна. Триер показывает два разных типа личности. Каждую из сестер ждет одинаковый конец. Но только одна из сестер его предчувствует, а другая – нет.

Жюстина, человек творческий, интуитивный, почувствовала катастрофу до того, как о катастрофе объявили таблоиды, до того, как зловещий лик Меланхолии (планета такого же голубого цвета, как и наша Земля) стал разрастаться на небосклоне. Вот поэтому-то, с точки зрения Жюстины, свадьба не имела никакого смысла. Не будет никакого "счастья". В полной мере она осознает этот факт только накануне "торжественного события" — своей собственной свадьбы. Вторая часть фильма точно повторяет первую часть: Клэр роется в интернете и проходит все этапы сумасхождения Жюстины. Но она достигает состояния "меланхолии" только в тот момент, когда планета Меланхолия сталкивается с Землей. Клэр – более приземленная женщина, нежели Жюстина. Может быть, именно поэтому она является давно "семейным человеком".

Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)
Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)

В фильме есть совершенно потрясающие кадры. Во-первых, пролог, снятый суперрапидом: мертвеющая красота нашего мира. Во-вторых, сцена, в которой Жюстина заменяет на полке книжки с репродукциями, раскрытые на разворотах. В-третьих, изумительная финальная сцена: Жюстина, Клэр и ее малолетний сын Лео сидят в шалаше, сделанном из трех жердей, и ждут момента, когда Меланхолия врежется в Землю. Взгляд Кирстен Данст – это нечто.

Хорошо, что этот фильм не был снят во время моего детства. Тогда я читал только приключенческую беллетристику, да научно-популярные книжки. Никакой фантастики я не читал, и был уверен в том, что если жизнь на Земле продолжается до сих пор, то это исключительно по воле случая. В любой момент может настать конец. Если бы я посмотрел фильм Триера в детстве, то как минимум неделю пребывал бы если не состоянии отчаянной меланхолии, то в состоянии панического страха за свою судьбу и судьбу планеты. О судьбе человечества так много говорят земляне, но, в случае чего, человечеству никто и ничто не сможет помочь...

Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)
Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)

Оценка: 9,0 из 10.

Режиссер: Ларс фон Триер.
Сценарий: Ларс фон Триер ,
Оператор: Мануэль Альберто Кларо ,
Композитор: Вагнер.

В главных ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генcбур.
В ролях: Шарлотта Рэмплинг, Джон Херт, Стеллан Скарсгард, Удо Кир, Александр Скарсгард, Кифер Сазерленд.

Интересные факты о фильме:

  • Первоначально на главную роль планировалась Пенелопа Крус, но она выбрала "Пиратов Карибского моря 4".
Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)
Кадр из фильма "Меланхолия" (2011)

Смотрите фильм в моей группе Вконтакте и подписывайтесь - https://vk.com/ekranka

Тематические ссылки:
Режиссеры мирового кино