Двадцать лет, начиная с 90-х, с каждым новым фильмом Ларс фон Триер становится все более точным, проницательным и… масштабным, при том, что не уходит от камерности. "Меланхолия" – один из лучших апокалиптических фильмов, что я видел.
Важная деталь: сюжет в фильме перестает играть какое-либо значение. Напряжение возникает не за счет каких-то сюжетных перипетий, частных драм, которые происходят в жизни отдельно взятых персонажей (как это происходит, например, в прекрасном фильме "Рассекая волны" или в не менее прекрасном "Догвилле"), а за счет глобальных перемен в окружающем мире. Внешний мир претерпевал изменения в "Антихристе", а в "Меланхолии" он изничтожается напрочь. Вместе с внешним миром изничтожаются напрочь и внутренние миры героев, естественно.
"Меланхолия" делится на две серии.
Первая серия посвящена Жюстине. Жюстина выходит замуж. Во время свадебного банкета она ведет себя в высшей степени странно: непоследовательно, взбалмошно, угрюмо, тайно-преступно. Поведение Жюстины удивляет гостей и родственников (а многих из них Жюстина попросту бесит. К числу таких "гостей" относится и большинство зрителей). Зритель пытается найти объяснение ее странному поведению, и Триер с готовностью подбрасывает ему разные теории. Например, мамаша Жюстины – сумасшедшая женщина, а яблоко от яблони, как говорится, недалеко падает.
Героиня второй части – старшая сестра Жюстины Клэр. Клэр узнает, что к нашей планете Земля приближается другая планета, о которой прежде никто не знал, и что через несколько дней (об этом вещают миллионы сайтов в гугле) их траектории пересекутся. Муж Клэр, астроном-любитель, пытается как-то успокоить жену. Но та не успокаивается. А вот Жюстина, доселе пребывавшая в состоянии меланхолии, а точнее говоря – одной из последних стадий депрессии, вдруг обретает покой.
Через несколько дней, судя по прогнозам гугла, Меланхолия столкнется с Землей.
Конечно, что касается развития сюжета, то "Меланхолия" банальна и не слишком интересна. Но ценность фильма вовсе не в прихотливом развитии сюжета, а в визуальной выразительности и режиссерской ловкости: Триер в полной мере дает почувствовать унылую пошлость стандартизированных человеческих отношений и в то же время дает понять: совершенно случайно эти стандартизированные человеческие отношения могут исчезнуть навсегда, в любой момент, ведь само человеческое существование – воля случая. И это, безусловно, будет поводом для жалости… вот только жалеть уже будет некому.
Жуткую фразу произносит Жюстина: "Я знаю, что кроме нас никого нет. Жизнь есть только на Земле". Исчезнет жизнь на Земле – исчезнет жизнь во Вселенной. (Да и вообще, диалог Жюстины с Клэр великолепен).
Композиция фильма очень стройна. Триер показывает два разных типа личности. Каждую из сестер ждет одинаковый конец. Но только одна из сестер его предчувствует, а другая – нет.
Жюстина, человек творческий, интуитивный, почувствовала катастрофу до того, как о катастрофе объявили таблоиды, до того, как зловещий лик Меланхолии (планета такого же голубого цвета, как и наша Земля) стал разрастаться на небосклоне. Вот поэтому-то, с точки зрения Жюстины, свадьба не имела никакого смысла. Не будет никакого "счастья". В полной мере она осознает этот факт только накануне "торжественного события" — своей собственной свадьбы. Вторая часть фильма точно повторяет первую часть: Клэр роется в интернете и проходит все этапы сумасхождения Жюстины. Но она достигает состояния "меланхолии" только в тот момент, когда планета Меланхолия сталкивается с Землей. Клэр – более приземленная женщина, нежели Жюстина. Может быть, именно поэтому она является давно "семейным человеком".
В фильме есть совершенно потрясающие кадры. Во-первых, пролог, снятый суперрапидом: мертвеющая красота нашего мира. Во-вторых, сцена, в которой Жюстина заменяет на полке книжки с репродукциями, раскрытые на разворотах. В-третьих, изумительная финальная сцена: Жюстина, Клэр и ее малолетний сын Лео сидят в шалаше, сделанном из трех жердей, и ждут момента, когда Меланхолия врежется в Землю. Взгляд Кирстен Данст – это нечто.
Хорошо, что этот фильм не был снят во время моего детства. Тогда я читал только приключенческую беллетристику, да научно-популярные книжки. Никакой фантастики я не читал, и был уверен в том, что если жизнь на Земле продолжается до сих пор, то это исключительно по воле случая. В любой момент может настать конец. Если бы я посмотрел фильм Триера в детстве, то как минимум неделю пребывал бы если не состоянии отчаянной меланхолии, то в состоянии панического страха за свою судьбу и судьбу планеты. О судьбе человечества так много говорят земляне, но, в случае чего, человечеству никто и ничто не сможет помочь...
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Ларс фон Триер.
Сценарий: Ларс фон Триер ,
Оператор: Мануэль Альберто Кларо ,
Композитор: Вагнер.
В главных ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генcбур.
В ролях: Шарлотта Рэмплинг, Джон Херт, Стеллан Скарсгард, Удо Кир, Александр Скарсгард, Кифер Сазерленд.
Интересные факты о фильме:
- Первоначально на главную роль планировалась Пенелопа Крус, но она выбрала "Пиратов Карибского моря 4".