Найти в Дзене
JustConnect

Игровой бесперспективняк? Как российскую гейминдустрию массово покинули крупные компании, а VK и Ростех пытаются спасти ситуацию

Оглавление

По аналитическим данным в 2021 году российский рынок видеоигр увеличился в продажах на 9%, заработав более 177 млрд рублей. Для мобильных игр прибыль от российских пользователей составила $1,6 млрд.

Между этими цифрами и перспективами, основанными на них, которые строились в этих двух сферах и тем, как обстоят сейчас дела – гигантская пропасть. Проекты замораживаются, Россию покидают целыми корпорациями, из финансирования – дырка от бублика.

Goodbye, Russia

MYTONA PTE LTD – один из хэдлайнеров в области видеоигр и мобильных игровых приложений, ставших бестселлерами. Новая игра Propnight вызывает привыкание, а The Day Before супер ожидаемая во всем мире. То есть работа в компании кипит. Прямо сейчас есть открытые вакансии на разработчика игрового движка, сисадмина, менеджера по работе с клиентами и менеджера по монетизации рекламы. Но российский офис в Якутии закрыт, скорее всего, навсегда. Те сотрудники, которые вовремя не переехали в другую страну и не оформили напрямую договора с сингапурским представительством компании, остались не у дел.

Всего не у дел осталось примерно 2,5 тыс. человек из индустрии игр. Они были выброшены на рынок труда и идти по профессии им особенно некуда. Playgendary, Green Grey, NPU Games, Developers Unknown тоже свернули деятельность в России: кто-то приостановил в надежде на чудо, кто-то не планирует возвращаться совсем. А Сбер бросил игровое направление SberGames, которое не просуществовало и года и еще не успело принести ни одного плода.

-2

В чем причина такой катастрофы в игровой индустрии? Пропасть, в которую покатились разработчики игр, разверзлась 24 февраля 2022 года. Отсюда стоит начинать отсчет и отсюда следуют остальные причины, повлиявшие на игровую индустрию в России.

  • Невозможны международные переводы. А у больших игроков штаб-офисы всегда располагаются где-то за пределами России. Например, у «Митона» голова находится в Сингапуре, который также заблокировал международные переводы в Россию. И даже Playgendary, создатель которой белорус, базируется на Кипре, а Питерский офис поспешил прикрыть, выпустив на волю 600 человек, по некоторым данным.
  • За перевод денег в РФ можно сесть в тюрьму. Это главная причина (или оправдание) руководства латвийского разработчика Game Insight. На территории Латвии Россия считается террористической страной. Средства, направляемые сюда, автоматом становятся помощью террористической организации.
  • Репутация. На международном рынке нельзя признаваться в связях с Россией, если не хочешь испортить свое честное имя.
  • Возможность в любую минуту попасть под санкции со стороны и России, и Запада - средства на счетах просто заблокируют.
  • Многие игроки рынка не верят в то, что в России отныне возможны перспективы для развития гейм-индустрии. А кому нужно поле, на котором ничего не растет?
-3

Будем импортозамещать!

Как и во многих других сферах, единственный возможный ответ – импортозамещение. На 2020-2021 годы государство выделяло на разработку игр и ПО 13 мрлд рублей, но фактически потрачено было всего 123 млн, которые были получены разработчиками по грантам. В гейм-индустрии не очень заинтересовались конкурсом на разработку игр.

Возможно, все дело в узких сроках на реализацию проектов. По условиям грантов, проект нужно выполнить за 9 месяцев. Но есть и другая версия. Если мы посмотрим, какие игры и ПО появились на основе гранта, то поймем, что все они имеют патриотическую направленность – «Космос наш», «Москва 41», «Объемная история». Судя по этому, в гранте указан импульс работ и он не привлек большинство разработчиков.

VK взялся поднимать с колен направление мобильных игр, предложив Минцифры оплатить разработку собственного движка для создания игр. И это уже второй подобный запрос. Первым был Ростех, однако в Минцифры компанию отправили заполнять документы на подачу гранта и на конкурсной основе добиваться денег на свое творение. По предварительной оценке движок обойдется в 5-6 млрд рублей.

-4

Кстати, именно мобильные игры и приложения набирают гораздо бОльшую популярность, нежели видеоигры, у поколения Z. Видеоигры больше всего интересны людям возрастной категории 30-45 лет. А среднестатистическим игроком в видеоигры считается мужчина 36 лет, который работает в офисе и занимает должность средней иерархии.

Эта статья была интересна? Не забудьте про лайк и подписку, а мы не забудем подготовить для вас что-то еще более занимательное на следующий выпуск.