Обзор немецких медиа
🗞(+)Die Zeit в статье «Они ненавистники Израиля» рассказывает о том, как группа левых евреев в Германии противостоит консервативному еврейскому большинству и радикальным левым антигерманцам. В общем, еврейское сообщество в Германии очень неоднородно и то, что некоторые евреи пытаются приравнять недовольство политикой Израиля к антисемитизму, ряду евреев очень не нравится. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Автор: Марина Климчук. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
9 ноября сотни людей собрались в Берлине-Моабите, чтобы почтить память погромной ночи 84 года назад [в этот день в 1938 году состоялась Хрустальная ночь – прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Уже стемнело, когда молодой немец и израильтянин указывают на транспарант на краю толпы. «Евреи против фашизма - везде» написано на нём толстыми чёрными печатными буквами.
«Они ненавистники Израиля», - говорит немец.
«В Израиле их бы избили», - говорит израильтянин.
Везде - под этим они могут подразумевать, что Израиль также является фашистским государством. Заявление, которое было бы провокацией в любом месте, а тем более в этот вечер. И именно так воспринимается их плакат. Атмосфера вокруг баннера накаляется. На мгновение кажется, что кто-то собирается нанести удар. Тогда ситуация разряжается сама собой. Похоже, им пришло в голову: минутку, мы на поминальной службе.
«Почему ваша группа должна провоцировать? Люди пришли сюда, чтобы почтить память», - говорит молодая женщина.
«Какая группа? Мы не провоцируем. Мы не хотим никаких проблем», - отвечает кто-то с другой стороны.
«Тогда убери баннер и будь как все!»
«Мы имеем право стоять здесь с табличками, как и все остальные!».
На самом деле, все пришли сюда, чтобы почтить память убитых евреев. Но между участниками проходит фронт: между теми, кто поддерживает Израиль, и теми, кто критически относится к еврейскому государству. И вот антигерманцы - левая группа, безоговорочно выступающая за государство Израиль, - вступают в союз с еврейскими сионистами против еврейских левых. Их группа из примерно 15 человек, по их мнению, является возмутителем спокойствия в этот ноябрьский вечер.
Йосси Барталь держит знамя в центре, Эмили Дише-Беккер стоит справа. Левая еврейская среда знает Бартала как интеллектуального авторитета. На протяжении многих лет он ведет ожесточённые битвы за мнение против правого консервативного окружения в Твиттере. В реальной жизни он улыбается спокойно и добродушно.
В детстве он пережил убийство премьер-министра Израиля Ицхака Рабина 27 лет назад, это превратило его в антифашиста, написал он в Twitter после выборов в Израиле. «Теперь его убийцы заседают в парламенте и, судя по всему, стали министрами». Альянс ультраправых партий получил 14 мест в парламенте. В 2006 году Бартал переехал из Иерусалима в Берлин, где живет в Нойкёльне. Он прочно укоренился в левых кругах здесь.
Эмили Дише-Беккер говорит много и быстро, выливая всё в умную мысль так, что за ходом мысли едва успеваешь следить. Только в разговоре на следующий день становится ясно, насколько сильно на неё давят. Прошлым летом она пережила срач [в оригинале shitstorm - прим. «МП»] после скандала с антисемитизмом на выставке Documenta, и страх перед следующим потрясением ощутим.
«Я никогда не принимала участия в памятных мероприятиях в Германии и никогда не буду делать этого впредь».
Впервые еврейский блок должен был принять участие в антифашистском митинге в Моабите. Они объявили в социальных сетях, что «вернут память наших предков вопреки циничным политикам и националистическим нарративам и извлекут из нашей истории уроки, которые должны быть применимы ко всем людям».
Хотели ли они спровоцировать своим знаменем или были наивны?
Дише-Беккер размышляет. Может быть, они были наивны. Или нет. «Я недооценила их нечестивость», - говорит она. «Как они смеют судить о том, имеем ли мы право сами извлекать уроки из наших семейных историй преследований»
На демонстрации Бартал нёс ещё один плакат, который играет на провокации и явно намекает на Израиль и результаты выборов в нём: На нём на иврите было написано «Лейбовиц был прав» - ссылка на радикально левого израильского религиозного философа Ешаяху Лейбовица, который критиковал оккупационную политику, а также ввёл термин «иудео-нацист» в девяностых годах: как реакцию на то, что Верховный суд Израиля узаконил пытки для выбивания признаний у палестинцев. Сегодня «Лейбовиц был прав» - распространённый лозунг среди израильских левых радикалов. Член Кнессета также использовал его несколько месяцев назад. Термины, запретные в Германии, нередко переосмысливаются израильтянами, которые используют их без стеснения. Политическая риторика там острее и беспристрастнее, чем в немецком дискурсе. Бартал, очевидно, также знает об этом различии; тот факт, что предложение было прочитано на иврите, вероятно, не был случайностью.
Таких людей, как Дише-Беккер, Бартал и других левых евреев часто называют антисемитами. Атаки на них идут со всех сторон. От политиков и СМИ, солидарных с Израилем, от Центрального совета евреев, от еврейских общин, от оголтелых антинемцев. Их мировоззрение универсалистское, некоторые дистанцируются от израильской политики или сионизма в том виде, в котором он живёт в реальной политике. Другие обвиняют Израиль в апартеиде, а также считают легитимным палестинское движение бойкота BDS, которое, согласно резолюции Бундестага, классифицируется как антисемитское. Многие из них выросли в Израиле или США, где границы того, что можно сказать, шире, чем здесь.
Левые евреи снова и снова говорят, что они серьёзно относятся к ненависти к евреям. Они знают: антисемитов далеко искать не надо, даже в мусульманских кругах. Только в своих стратегиях борьбы с ней они отличаются от общества немецкого большинства. Они полагаются на союзы с мусульманскими общинами. Им надоело, что критика израильского государства выдаётся за антисемитизм.
Некоторые из них принадлежат к таким группам, как Еврейский голос за справедливый мир на Ближнем Востоке, Еврейская федерация, Новый израильский фонд или молодежное движение «Шомер Хацаир». Недавно они также присоединились к Альянсу еврейской диаспоры, новой транснациональной сети, соучредителями которой являются Бартал и Дише-Беккер.
В учредительном собрании Альянса еврейской диаспоры Германии в октябре приняли участие 100 активистов, авторов, историков, художников и кинематографистов из Германии, США и Израиля. Все они являются частью еврейской традиции, которая борется против антисемитизма и национализма и за социальную справедливость. Все они хотят изменить ситуацию и чувствуют себя непредставленными Центральным советом евреев Германии. Они молодые и пожилые, натуралы и педики, антисионисты и, возможно, немного сионисты. Только там почти нет евреев из бывшего Советского Союза. В то же время в Великобритании и США формируется Альянс еврейской диаспоры. Проект финансируется американским фондом Tides Foundation, в финансировании которого участвует миллиардер Джордж Сорос [дабл ять! И здесь эта сволочь отметилась! 😡 – прим. «МП»].
На сцене в Моабите дочь пережившего Холокост рассказывает о толерантности и борьбе с расизмом. О страданиях беженцев, о пространственной близости ракетных ударов по Львову и лагерю уничтожения Собибор, где была убита семья её отца. Мужской хор исполняет партизанские песни на идиш. Бурные аплодисменты. В толпе никто не обратил внимания на конфликт.
Те же самые люди, которые всего несколько минут назад требовали от Бартала, Дише-Беккера и других свернуть их знамя, вдруг притащили своё знамя и накрыли им другое. На нём написано Protect Defend Jewish Lives. В центре большая голубая Звезда Давида, слева на иврите Шалом - мир, справа Зедек - справедливость. Кто кому принадлежит, на данный момент остается неясным. Никто не хочет разговаривать с Die Zeit.
«Это цинично, что эти люди пытаются пиариться на памятной дате со своей антисионистской программой», - говорит один из мужчин. Он стоит в стороне и следит за происходящим.
«Здесь нет предметного обсуждения аргументов левых евреев», - говорит Дише-Беккер.
Пока Die Zeit фотографирует, кто-то говорит Дише-Беккеру: «Вы действуете несерьёзно. Сначала вы провоцируете, а теперь используете памятные мероприятия как сцену!».
Позже все идут к Путлицбрюкке, бывшей железнодорожной станции, с которой берлинских евреев депортировали в концентрационные лагеря. Левой еврейской группе с антифашистским знаменем приказано зайти в тыл. Дише-Беккер говорит, что один из её группы высунул средний палец и крикнул: «Пошёл ты, ты убил моих бабушку и дедушку, а теперь хочешь указывать мне, как себя вести!». Его заявление можно квалифицировать как антигерманское.
Они бегут и бегут. Последние несколько метров на мосту все молчат. Единственные звуки - это шаги по асфальту и жужжание велосипедов. Незадолго до этого один из ораторов прокричал в мегафон: «Война немецкому государству! Никогда больше, Германия! Солидарность с Израилем!» В конце вечера они тихо произносят «Кадиш» - еврейскую молитву за умерших.
На следующий вечер Йосси Барталь и Эмили Дише-Беккер сидят на небольшой деревянной скамейке в Берлин-Кройцберге. Холодно. Силуэт сигаретного дыма можно точно проследить на морозе. Над входом в бар для художников висит до рези в глазах розовый плакат. Fuck Rainbow-Washing. Pride is a Riot [Rainbow-washing — маркетинговая стратегия, в рамках которой бренды пытаются казаться терпимее к LGBTQ+, чтобы заработать на гомо-сообществе – прим. «МП»]. Через несколько минут здесь начнётся второе заседание Альянса еврейской диаспоры. Они пришли раньше, чтобы подготовиться.
«Это должно быть на каждом баннере!». Это была провокация. В голосе Дише-Беккер звучит сарказм. Она знает о тонких лингвистических деталях, которые воспринимаются как провокация.
События прошлой ночи имеют глубокую подоплёку: обида на то, что вас не хотели видеть на немецком мемориальном мероприятии. Дише-Беккер и Бартал больше не хотят быть в центре внимания; внимание СМИ может ухудшить ситуацию, говорят они. Их портретные фотографии не подлежат публикации. Перед началом встречи они вдруг говорят, что теперь всё не для протокола.
Постоянные нападки на них отвлекают их от настоящей работы, жалуются они, - от лучшего понимания нужд еврейского населения Германии и создания новых союзов с другими меньшинствами. Они не хотят постоянно оправдываться за то, кто они и за что выступают. Они называют это «выступление перед немцами». Они не хотят этого делать, говорят они.
Однако подавляющее большинство евреев в Германии - выходцы из бывшего Советского Союза, многие из них политически консервативны. Хотят ли они достичь также и их? Они говорят, что дело не в том, чтобы кого-то убедить. Речь идёт о том, чтобы понять, достаточно ли у нас общего, чтобы работать вместе. Например, против антисемитизма.
Вскоре после этого почти 40 человек собираются на втором этаже бара для художников. Помещение размером с классную комнату. Здесь так тесно, что некоторые сидят на паркетном полу. Пришло в два раза больше людей, чем было заявлено. Они хихикают и шуршат, пьют красное вино и ведут светские беседы на английском языке. Дише-Беккер держит на коленях ноутбук с пунктами повестки дня.
Наиболее знакомое лицо - философ Сьюзан Нейман, директор Форума Эйнштейна в Берлине. Летом она и Дише-Беккер совместно организовали конференцию «Hijacking Memory», посвящённую незаконному присвоению памяти ультраправыми. В очереди перед туалетом Сьюзан Нейман говорит: «Удивительно видеть, как сильно люди жаждут встречи такого рода».
То, что они придумывают в течение последующих двух часов, остаётся строго конфиденциальным. Они хотят быть безопасным пространством. Со множеством шуток они обсуждают большие вопросы нашего времени. Кем мы хотим стать, как мы можем стать способными к действию, есть ли у нас план битвы?
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. Пожалуйста, высказывайтесь в комментариях, хотите ли вы видеть на канале больше публикаций «для интеллектуалов», подобных этой. Просто помните, что если выскажетесь за, они будут появляться взамен публикаций об Украине.
Мекленбургский Петербуржец в: