Искусство витража пришло в Петербург в 20-е годы XIX века с модой на готику. Витражами украсили Коттедж в Петергофе и башню «Шапель» в Царском Селе, готический кабинет с цветным остеклением был в усадьбе Марьино. Витражи называли «транспарентными (прозрачными) картинами».
Немецкий архитектор Лео фон Кленце, автор Нового Эрмитажа, работая над эскизами интерьера Исаакиевского собора (неосуществленными), предложил Николаю I за Царскими вратами собора поместить витражное изображение Воскресшего Христа. Идея понравилась, нетрадиционное для православной церкви решение одобрил Синод. Паечный витраж по инициативе Кленце заказали на родине архитектора, в Мюнхене, в «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре. Окончательный вариант витража разработал художник Генрих Гесс в красном, голубом и желтом тонах.
По примеру Исаакиевского собора витражи, сохранившиеся и до сегодняшнего дня, появились в других храмах столицы — в Покровском и Павловском соборах в Гатчине, в Воскресенской церкви на Обводном канале, в Смоленской церкви на Смоленском кладбище.
Витражи для Аничкова дворца, конференц-зала Императорской Академии художеств, училища барона Штиглица и особняка Сан-Галли на Лиговском проспекте изготавливали в мастерской русского художника-баталиста Владимира Сверчкова. Получив военное образование, он рано ушел в отставку и стал учеником Академии художеств, но по здоровью ему рекомендовали уехать на юг. Сверчков жил в Италии, продолжил учебу живописи в Мюнхене и организовал там в 1867 году витражную мастерскую. В 1873 г. шесть витражей в мастерской Сверчкова были изготовлены для конференц-зала Академии художеств. В окнах размещались аллегории искусств, вензеля императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II и академический герб.
Витражи Сверчкова сохранились в собрании Научно-исследовательского музея Академии художеств, фрагмент витража из мастерской Сверчкова украшает фонарь академии Штиглица. Три великолепных витража по сказкам братьев Гримм находятся в особняке Сан-Галли.
На рубеже XIX и XX веков Петербург переживал бум украшения витражами зданий в стиле модерн.
«В башне с окнами цветными
Я замкнулся навсегда,
Дни бегут, и в светлом дыме
Возникают города,
Замки, башни, и над ними
Лёгких тучек череда», — писал Константин Бальмонт. Искусство витража совпало с мироощущением Серебряного века.
В романе «Другие берега» Владимир Набоков, описывая фамильный особняк на Большой Морской, вспоминал, что цветной свет буквально пронизывал здание от ворот до ванных комнат. Витражи для Набоковых изготовляли в мастерской рижанина Эрнста Тоде, прославившегося витражами Домского собора. В 1917 году в Петербурге работало больше 20 витражных мастерских, самые известные — «М. Франк и Ко», Э. Тоде. Попытку учета дореволюционных витражей впервые предприняли в 1990-е годы Евгений Иванов и Константин Севастьянов, по их подсчетам выходило, что до 600 зданий имели витражи.
Сегодня искусствовед Татьяна Княжицкая ведет проект «Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2022». Благодаря энтузиазму волонтеров исследовано три района — Адмиралтейский, Василеостровский и Петроградский. Результаты публикуются на сайте «Витражи в России».
Участники краеведческой ячейки «Гэнгъ» отмывают от грязи и очищают от старой краски парадные старого Петербурга, в том числе и витражи. На карте отмечены места, где видны результаты работы волонтеров.
Самые известные витражи Петербурга находятся в Елисеевском магазине, на Витебском вокзале, в доме страхового общества «Россия» на Большой Морской, в особняке Набокова и, конечно, в вестибюле станции метро «Гостиный Двор», где в 1967 году был установлен витраж c изображением расстрела демонстрации 4 июля 1917 года у Гостиного Двора, выполненный по проекту художника Александра Королева.
Фото и текст Михаила Борисова.