Особенности национальной охоты. Россия, 1995. Режиссер и сценарист Александр Рогожкин. Актеры: Вилле Хаапасало, Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачёв, Сергей Куприянов и др. 1,1 млн. зрителей.
Получив главный приз «Кинотавра» и собрав целый букет восторженных отзывов прессы, комедия Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» объявлена чуть ли не лучшим российским фильмом 1990-х.
Наверное, я слишком старомоден и не способен понять постмодернистских подтекстов и прочих мудреных новаций этого фильма. Но он показался мне средним, хотя и вполне профессионально сделанным развлечением.
Можно ли в течение полутора часов выжимать из зрителей смех, исходя из трех основных тезисов «экспортного юмора»: 1) русские живут в полной разрухе и безобразии; 2) русские беспробудно пьют водку и буянят; 3)иностранцам «умом Россию не понять» ???
Александр Рогожкин, по-видимому, убежден: можно, и еще как!
В силу этого убеждения на экране появляется генерал, «косящий под Лебедя» со свитой приятелей. И они отправляются поохотиться в карельские леса, прихватив с собой наивного трезвенника из Финляндии. Вместо охоты получается грандиозная пьянка, во время которой персонажи то и дело выясняют с друг другом отношения...
Согласен, поклонники фильма могут спеть немало дифирамбов актерам, сыгравших своих недалеких придурковатых героев. Похвалить работу оператора и т.д.
Но лично я могу воспринимать комедию только в том случае, если она меня смешит. Увы, однообразие (если не сказать изнуряющая монотонность) алкогольных гэгов «Особенностей...» заставило меня разве что пару раз улыбнуться. Да и то – в начале картины. «А король-то голый!», — кричал мальчишка из небезызвестной сказки Андерсена. В моем возрасте кричать, право, не с руки. Поэтому скажу примерно то же самое спокойным тоном...
Александр Федоров, киновед
Остановился поезд. СССР, 1982. Режиссер Вадим Абдрашитов. Сценарист Александр Миндадзе. Актеры: Олег Борисов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Нина Русланова, Людмила Зайцева, Николай Скоробогатов и др. 6,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В психологической драме «Остановился поезд» Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов снова показали себя вдумчивыми художниками, для которых важны не возможности «криминального» сюжета, а глубина характеров и проблем, выходящих за рамки обычного уголовного дела. Скупыми, сдержанными красками, неторопливо и подробно, они показывают, как небрежность, привычно-халатное отношение работников Н-ской железнодорожной станции к служебным обязанностям стоила жизни машинисту пассажирского поезда и едва не повлекла за собой еще большие людские жертвы.
Следователь Ермаков бескомпромиссно стремится дойти до сути происшедшего. Журналист Малинин, напротив, считает, что раз человек уже погиб — не стоит докапываться, знал или не знал тот о неисправности спидометра локомотива, ставшей одной и причин аварии.
Кто прав? На чьей стороне авторы? Конечно, закон на стороне Ермакова. Однако авторы объективно, беспристрастно подходят к своему герою, не стараясь сгладить его излишний максимализм, жестокость, сухость. Олег Борисов создает достоверный образ не слишком избалованного судьбой человека, который хочет быть всегда и во всем честным. Так шаг за шагом четко вырисовывается основная идея фильма: каждый человек должен отвечать за свое дело, тем паче, если от него зависит жизнь других людей.
Частная, казалось бы, история с аварией поезда наталкивала на размышления куда более обобщающие. Абдрашитов и Миндадзе одними из первых сказали вслух то, на что иные не отваживались: не долетев до вожделенной Коммуны, «паровоз» тогдашнего общества не мог уже как прежде с бодрым энтузиазмом двигаться вперед...
Александр Федоров, киновед