По дороге на дачу, которая пролегает вдоль северного берега Финского залива, решил остановиться на любимом месте. Отсюда открывается прекрасный вид. Просторы Малой Балтики и начало пролива Бъёркезунд. Прикрываемый архипелагом Берёзовые острова именно здесь расположены два нефтяных терминала "Транснефть".
Как раз в этот момент очередной загруженный под завязку танкер выходит на основной фарватер. Взяв курс на Запад. Через пару дней он встанет на разгрузку в терминале Антверпена.
С первых дней конфликта вопрос продажи российской нефти активно обсуждается на разных уровнях. Впрочем, тема эта не нова. Западные страны давно уже говорят о "снижении уровня потребления" и переходу к "зелёной экономике". Россию называют "страной бензоколонкой", чья экономика держится исключительно на продаже энергоресурсов.
За эти месяцы многое изменилось. Статус страны-бензоколонки всё ещё закреплён за Россией. Страна, безусловно зависит от продажи своих энергоресурсов. Однако внезапно стало очевидным, что экономики других, развитых стран удивительным образом ещё больше зависят от покупки этих самых энергоресурсов. И никакая "зелёная экономика" в обозримом будущем не способна этого изменить.
Какое-то время "в эфире" звучал вопрос: кому мы теперь будем продавать нашу нефть, если наложат санкции и откажутся покупать? О том, что желающих купить нефтепродукты достаточно - стало ясно довольно скоро. В среде скептиков (и провокаторов, которые этими скептиками умело манипулируют) чаще всего звучали два тезиса: мы продаём нефть дружеским странам с большой скидкой (не выгодно, теряем деньги); зачем мы продаём нефть "не дружественным" странам, ведь это помогает им противостоять нам!?
Вот о втором я и хочу сказать пару слов.
Bloomberg на днях сообщил о том, что Россия за последний месяц заметно увеличила объёмы поставок нефтепродуктов в страны ЕС и даже Англии. Об этом же свидетельствуют и показания сервиса отслеживания судов. Сейчас активность танкеров в российской части акватории Финского залива высока, как никогда. И большая их часть отправляются на разгрузку в один из нескольких портов Европы. В том числе и Польшу.
Главный "аргумент" противников продажи нефти в Европу: этим они заправляют украинскую технику!
Продажа нефтепродуктов действительно важная статья российского бюджета. Сейчас, когда экономика замедлилась, многие сферы проживают перерождение или "на стопе"; само проведение кампании и обеспечение темпов восстановления подконтрольных территорий требуют огромных расходов; крайне важно сохранять темпы реализации ранее запланированных проектов - отказываться от возможности активно пополнять бюджет несколько странно.
Ни один из чиновников не выступал с публичными призывами "прекратить поставки нефти (и газа)" в те или иные страны. Скорее наоборот. Это одно из тех связующих, которое позволяет сохранять контакты. А значит и удерживать стороны от никому не нужной эскалации конфликта.
Наивно думать, что отказ от продажи нефтепродуктов в ЕС повлечёт за собой отказ ЕС "заправлять украинскую технику". Мы будем продавать нефть, естественно со скидкой (друзья же, готовы брать много, сразу и в долгую) в Индию или Китай. Они в свою очередь будут перепродавать излишки по рыночной цене в ЕС. Мы получаем меньше денег. ЕС получает +- по той же цене. Распределяя её по своему усмотрению.
Вопрос остаётся лишь в том, будет эта нефть физически достигать берегов Индии. Или партию перепродадут прямо после выхода из российской акватории? В первом случае путь окажется дольше и конечный покупатель заплатит ещё и за доставку. Гонять танкеры из Питера в Индию, чтобы потом вернуть её обратно в Европу - та ещё затея! Поэтому через фирмы прокладки или биржу танкеры прямо на пути могут развернуть и перенаправить в новое место.
К слову, нечто похожее уже трижды случилось с нашими СПГ-танкерами "Псков" и "Великий Новгород". Конечная точка первоначального маршрута стояла "Суэцкий канал". Предполагая, что дальше газовый танкер направится или в Китай, или в Индию. Однако достигая восточного средиземноморья танкер отключал передатчик. На время исчезая из поля зрения. Спустя 2-3 дня появляясь уже разгруженным. Держа курса обратно. (к слову, именно это прямо сейчас происходит с танкером Псков уже в третий раз с начала сентября)
Словом, отказ от продажи конкретным странам глобально ничего не изменит. Кроме того, что покупатель будет искать альтернативные варианты. Так не лучше ли продавать сразу по более выгодным для себя ценам? Пока один танкер везёт партию нефти от приморского порта Транснефть на терминал в Китае или Индии, другой может перевезти две, а то и три партии в Европу.
С точки зрения бизнеса, пополнения российского бюджета и возможностей для реализации намеченных планов - нам это выгодно. Это нужно признать, как данность. Особенно в условиях достаточно высоких цен.
Моральная сторона вопроса. С моей точки зрения, более странно видеть работающий нефтепровод Дружба. И газовые ветки идущие по территории Украины. Оплачивая Киеву транзит (поусть, последние платежи и делала Венгрия со Словакией). Впрочем и это объяснимо. Ведь не мы же рубим концы. Украина принимает платежи за транзит российских энергоресурсов через свою страну. Идущих в Венгрию, которая всячески критикует поддержку Киева.
Поступит горючее на территорию ОЧУ сразу с терминала в Гданьске или Антверпене. Или совершит турне через какую-нибудь индийскую Мундру? Либо это будет топливо иного происхождения. Но оно будет в любом случае! С моей точки зрения, лукавая позиция убеждать себя в том, что "мы к этому не имеем отношения". Да и не это является главным источником проблемы.
Другое дело сами европейцы. Ведь это они громче всех кричат о том, что российскую нефть нельзя пускать на рынок. Что нужно всячески ограничивать поставки. А в итоге наращивают объёмы закупок.
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812