Найти в Дзене
Об этом не говорят

ЕС не может отказаться от российского СПГ

Оно и понятно. сами загнали себя в ловушку с трубопроводным газом и теперь судорожно ищут из него выход.

Как пишут, по мере того, как Европа приближается к дате прекращения импорта российской нефти - к 5 декабря -, ей все еще трудно отказаться от всех российских энергоресурсов. Зависимость от российского газа оказывается проблемой серьёзней, чем первоначально предполагалось, поскольку Европа не хочет вводить санкции в отношении природного газа, опасаясь дефицита и роста цен. Хотя европейский импорт российского угля и нефти значительно сократился в начале этого года, регион по-прежнему сильно зависит от российского СПГ. По данным Rystad Energy, экспорт сжиженного газа в период с марта по октябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос примерно на 20 процентов. Отгрузки российского СПГ за последние 12 месяцев (по состоянию на сентябрь 2022 года) составили 1,2 млн тонн, что соответствует стоимости от 1 до 2 млрд долларов США [однако, разброс оценок - прим. Об этом не говорят].

Из-за прекращения поставок трубопроводного газа по «Северному потоку-1», многим странам пришлось переключиться на российский СПГ, поставляемый «Новатэком». Это неудивительно, учитывая, что Россия является четвертым по величине производителем СПГ в мире, а это означает, что в последние годы многие страны мира стали полагаться на него [СПГ] в плане поставок энергии. СПГ из России занимает 15 процентов европейского рынка СПГ, и его нелегко заменить поставками из других источников в короткие сроки [Катару это вообще не впёрлось делать на европейских условиях без долгосрочных контрактов - прим. Об этом не говорят]. Аналитики Rystad Energy считают, что этот показатель вряд ли уменьшится в следующем году.

Анн-Софи Корбо, глобальный исследователь Центра глобальной энергетической политики (CGEP), пояснила:

«ЕС нуждается в СПГ. Поэтому им удобно закрывать глаза на [российский] СПГ, в то время как Россия продолжает получать [] доходы… до сих пор этот [российский] СПГ в основном оставался незамеченным».

Но поскольку США вводят санкции против российской энергетики, а ЕС следует их примеру, дальнейшая зависимость страны от российского газа может стать проблемой, поскольку Европа уязвима для сокращения любых поставок со стороны России. На трубопроводную нефть, которую Европа получает из России приходится около 20 процентов от того, что было до конца февраля, а это означает, что когда региону потребуется пополнить свои запасы в 2023 году, сделать это будет труднее. Поэтому некоторые европейские державы надеются, что другие страны, богатые газом, восполнят этот пробел.

План ЕС «REPowerEU», о котором было объявлено в марте, направлен на диверсификацию поставщиков газа в регионе и расширение перехода на возобновляемые источники энергии. ЕС определил Норвегию, второго по величине регионального производителя газа после России, в качестве потенциального поставщика для Европы. Норвегия неуклонно наращивает производство, чтобы поддержать уход ЕС от российского ископаемого топлива к 2027 году.

Как бы Европа ни старалась, похоже, она не может уменьшить свою зависимость от российского СПГ. Её отказ от российской нефти мало что значит, если регион все еще перекачивает средства в Россию через импорт СПГ. И, несмотря на усилия Норвегии, США и других стран по снабжению Европы столь необходимым ей газом, это лишь краткосрочное решение. Увеличение инвестиций в газовую инфраструктуру Европы и сектор возобновляемых источников энергии могло бы способствовать ее долгосрочному отходу от российской энергетики, но, вероятно, в краткосрочной перспективе она будет по-прежнему сильно зависеть от России в плане энергоснабжения [уход от российского газа и нефти означает для Европы только одно - у неё будет меньше доступной энергии для промышленности и населения и другого не дано, вкладываться в расширение добычи углеводородов в настоящее время не хотят даже компании из Big Oil - прим. Об этом не говорят].