Найти тему
Бизнес по-умному

Какие документы нужны, чтобы открыть ИП и что потребуется еще?

Как открыть ИП в 2022 году и не столкнуться с ворохом бумаг и бюрократией — рассказываем.

📌 Документы для регистрации ИП

С чего начать оформление ИП? Конечно же, со сбора необходимых документов.

Для создания ИП гражданам РФ понадобятся:

  • оригинал российского паспорта;
  • копии всех страниц паспорта — просят не всегда, но на всякий случай лучше подготовить;
  • свидетельство ИНН физического лица — при наличии;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Иностранным гражданам, кроме указанных бумаг, также нужны:

  • копия свидетельства о рождении;
  • оригинал и копия прописки в РФ;
  • копия вида на жительство (ВНЖ) или разрешения на временное проживание (РВП);
  • на всякий случай копия справки об отсутствии судимости в своей стране.

📌 Заявление на регистрацию ИП

В 2022 году для того, чтобы подготовиться к открытию ИП, нужно одновременно с подачей документов заполнить заявление по форме Р21001. Скачать бланк можно с официального сайта налоговой службы.

Форма заполняется чёрными чернилами от руки или на компьютере. Во втором случае заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Налоговая строго относится к ошибкам в заявлении: сделаете опечатку или неправильно укажете номер телефона — получите отказ в регистрации ИП. Поэтому перед использованием формы обязательно изучите актуальные требования к её заполнению. Также в заявлении на регистрацию ИП нужно указать ОКВЭД и выбранную систему налогообложения.

📌 Выбор ОКВЭД

Чтобы создать ИП, для начала нужно определиться с видом деятельности. Ориентируйтесь на ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Каждая сфера в этом списке отмечается специальным кодом. Например, вы купили катер и предлагаете экскурсии по реке или озеру. Ваш код 50.3 или 50.4. в разделе «Транспортировка и хранение». Занимаетесь производством пива? Смотрим код 11.05 в разделе «Обрабатывающие производства».

При регистрации ИП в заявлении можно указать несколько видов деятельности — основную и дополнительные. Это нужно в целях оптимизации налогообложения, а также для получения лицензий и разрешений от ответственных органов.

📌 Система налогообложения

Индивидуальный предприниматель должен платить налоги. Какие и сколько — зависит от системы отчётности. Изначально предпринимательская деятельность попадает под основной режим налогообложения — ОСНО. Он представляет собой совокупность налогов и отличается довольно сложной системой учёта.

В течение 30 дней после регистрации ИП или сразу с подачей заявления предприниматель может выбрать какой-то из специальных режимов: упрощённую систему (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или патентную систему (ПСН). Рассмотрим особенности данных систем.

1. «Упрощёнка»

Упрощённая система налогообложения работает в двух вариантах:

  • УСН «Доходы» — в этом случае налоговая ставка составляет 6%;
  • УСН «Доходы минус расходы» — ставка 15%.

Налогооблагаемую базу следует рассчитать самостоятельно либо обратиться за консультацией в профильное агентство. Упрощённую систему лучше применять, если вы не планируете высокие доходы. Отчётность по этому режиму несложная. Декларация заполняется один раз в год.

2. Патентная система налогообложения

Вы выбираете этот режим, приобретая патент на коммерческую деятельность. Он может действовать несколько месяцев или год. Налога на доход здесь нет — вы просто вносите два фиксированных платежа. У системы есть важное преимущество — по ней не предусмотрена отчётность. Рассчитать стоимость патента можно самостоятельно на официальном сайте ФНС.

3. Единый сельскохозяйственный налог

Этот вид налоговой отчётности применяют владельцы сельхозпредприятий. ЕСХН освобождает предпринимателей от уплаты НДС и других налогов. Им облагается разница между доходами и производственными расходами. Максимальная ставка налога 6%, но она может быть меньше, в зависимости от решения местных властей. Платить ЕСХН придётся дважды в год.

📌 Способы подачи документов на регистрацию ИП

В 2022 году есть несколько способов подачи документов:

  • Лично в налоговой. В этом случае обращаться к нотариусу не обязательно, но если планируете подавать документы через представителя — оформите доверенность заранее.
  • По почте. Документы можно отправить заказным письмом в отделение налоговой.
  • Через МФЦ. Сотрудник центра заполнит за вас заявление, сделает все необходимые копии документов и отправит их в налоговую.
  • В электронном виде. При наличии электронной подписи отправить заявление и сканы документов можно онлайн через сайт Федеральной налоговой службы.

📌 Подача заявления в электронном виде

Чтобы подать заявление онлайн, нужно оформить квалифицированную электронную подпись — КЭП. Сделать её можно в налоговой или в приложении «Госключ».

Подать документы дистанционно можно:

  • на сайте налоговой;
  • на портале Госуслуг;
  • через мобильное приложение «Личный кабинет предпринимателя».

Выбирайте способ, которым вам удобнее всего воспользоваться, и следуйте по алгоритму системы. Внимательно внесите свои личные данные, коды ОКВЭД, контактные данные. После заполнения документы автоматически попадают в налоговую.

Если всё в порядке, уже на следующий рабочий день вы получите уведомление о регистрации ИП — в нём будет выписка из ЕГРИП с вашими реквизитами.

📌 Подача документов в налоговый орган

Зарегистрироваться в качестве ИП можно по месту регистрации, указанному в паспорте. На приём лучше записаться заранее по телефону или онлайн на сайте ФСН. С собой нужно взять необходимые бумаги. Сотрудник ведомства примет документы и заявление, а после выдаст расписку в их получении. Сроки рассмотрения обращения о регистрации ИП — три рабочих дня.

📌 Расчётный счёт

Расчётный счёт нужен, чтобы принимать платежи в интернет-магазине и через терминалы с карт покупателей, а также рассчитываться с партнёрами и оплачивать налоги и сборы.

Расчётный счёт можно завести в любом банке. Оповещать налоговую об открытии счёта не нужно, финансовое учреждение сделает это за вас.

📌 Регистрация кассовой техники

В 2022 году ККТ обязательна для ИП, которые работают с наличкой или безналичными платежами, если их деятельность связана с:

  • реализацией товаров, работ или услуг;
  • проведением азартных игр, в том числе лотерей.

Чтобы начать пользоваться ККТ, для начала нужно заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД). Выбрать подходящего можно в реестре на сайте налоговой. Затем нужно купить кассу и подать заявление на её регистрацию в личном кабинете юрлица или ИП на сайте налоговой службы. Вся процедура займёт не более получаса.

📌 Лицензии и разрешения

Предпринимателям, которые собираются заниматься пассажирскими перевозками, обучать детей или открыть охранное бюро, потребуется лицензия. За оформлением документа нужно обращаться в МФЦ или напрямую в лицензирующий орган. С полным списком деятельностей, для которых нужна лицензия, можно ознакомиться здесь.

ИП, которые собираются открыть ресторан или кафе, производить продукты или торговать детскими товарами, также должны получить разрешение от контролирующих органов. Если этого не сделать до начала работа, штрафов избежать не получится.

📌 Регистрация в ПФР и ФСС

ИП, которые хотят нанимать сотрудников, в течение 30 дней после оформления на работу первого работника должны зарегистрироваться в ФСС в качестве страхователя-работодателя.

Процедуру можно выполнить удалённо — через портал Госуслуг (для этого нужно выбрать услугу «Регистрация в Фонде социального страхования РФ»). Процесс займёт пять рабочих дней, уведомление о регистрации придёт на электронную почту.

В ПФР обращаться не нужно — ФСС передаст все сведения самостоятельно.

📌 Бухгалтерия

Каждый предприниматель обязан вести книгу учёта доходов и расходов (КУДиР). Это документ, в котором собрана вся информация о бизнесе: когда, от кого и сколько денег пришло и на что было потрачено.

Вести КУДиР можно самостоятельно или через онлайн-бухгалтерию. Но если на ИП работают несколько сотрудников или налоги считаются по сложной системе, лучше нанять бухгалтера в штат или подключить бухгалтерское обслуживание на аутсорсе.

📌 Сколько стоит открытие ИП

При подаче заявки через МФЦ и Госуслуги сбор не взимается — такое правило действует с 2019 года.

Госпошлина оплачивается, если вы лично подаёте документы в ФНС для регистрации ИП. Квитанцию на госпошлину можно найти на сайте ФНС. Её нужно распечатать, заполнить и оплатить в банке, банкомате или банковском мобильном приложении. В 2022 году цена вопроса — 800 рублей.

📌 Почему могут отказать в регистрации ИП

Может ли прийти отказ в создании ИП? Да, если:

  • неправильно заполнено заявление;
  • не хватает необходимых документов;
  • указаны недостоверные данные;
  • налоговый орган выбран не по месту жительства;
  • неправильно выбран вид деятельности.

В случае отказа вы можете отправить повторно заявление и все прилагающиеся документы. На это отводится три месяца, второй раз платить госпошлину не нужно. Не забудьте ещё раз указать удобную для вас систему налогообложения.

❓ Частые вопросы

👉 Можно ли создать ИП и не пользоваться им?

Да. Однако учтите, что ежегодно все предприниматели должны перечислять за себя страховые взносы, даже если бизнес не ведётся и прибыли нет. В 2022 году сумма обязательных выплат составляет 43 211 рублей.

👉 Можно ли открыть ИП, если работаешь по найму?

Зарегистрировать ИП можно, но только если вы не госслужащий.

👉 Что будет, если работать без регистрации ИП?

За ведение деятельности, приносящей доход, без регистрации бизнесмену грозит штраф — от 500 до 2 000 рублей. Сумма штрафа выше, если предприниматель работал без лицензии, когда она была обязательно нужна.

👉 Нужно ли предпринимателю платить самому себе зарплату?

Нет, даже трудовую книжку оформлять не требуется.

👉 Обязательно ли делать печать?

По закону это не обязательно, можно спокойно работать без печати. Однако некоторые контрагенты могут отказаться сотрудничать, если документы будут без печати. Поэтому лучше заказать её для подтверждения делового имиджа.

Если вы планируете стать ИП, то без расчётного счёта не обойтись. А у нас есть лайфхак: на расчётный счёт в МТС Банке можно выгодно принимать платежи без комиссии, а ещё не платить за его обслуживание и получать проценты на остаток.

-2

Узнать больше

ПАО «МТС-Банк»

Источник: МТС Медиа

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

📌 ПОДПИСАТЬСЯ

Ещё полезные статьи:

🔴 Девять изменений, которые ждут малый бизнес в ближайшие месяцы

🔴 Как собрать команду мечты: чек-лист для малого бизнеса

🔴 Как бесплатно рассказать о своем бизнесе и найти клиентов и партнёров: «Знаем лично»