Идеальных учителей не бывает. Но точно бывают педагоги, к которым дети бегут на уроки, которых уважают ученики и коллеги, к которым хочется приходить даже после окончания школы — за советом и поддержкой. Как же стать таким специалистом? Наш блогер поговорила с детьми и узнала, какие качества они считают самыми важными для учителей.
Я много общаюсь с детьми. В основном с подростками, средняя и старшая школа. Мы говорим о разных вещах, и иногда — про учителей. Дети рассказывают, что им нравится в школе, а что не очень. Если систематизировать то, что я слышу, получается, дети видят своего «идеального» учителя:
- Добрым. Как тут не вспомнить великого Платона, считавшего, что добросердечие — это истинная добродетель гражданина государства.
- Грамотным, умным. А тут можно обратиться к Солженицыну, который считал учителей «полуобразованцами».
- Бесстрашным. Он не должен стремиться произвести впечатление на родителей или вышестоящее начальство. Дети замечают, что учителя боятся их родителей, если те угрожают пожаловаться, боятся директора и замдиректоров. Привлекательности учителю это не добавляет.
Мне бы хотелось прокомментировать эти пожелания детей. Я считаю, многим учителям и правда не хватает доброты. Сама иногда ловлю себя на том, что какой-то ученик раздражает своим поведением. Справиться с этим чувством непросто. А еще замечаю, что учителя очень любят обсуждать детей и их проблемы, посплетничать.
А отсутствие доброжелательности формирует ответную агрессию от детей. Мне кажется, добрым может быть человек, который:
- уверен в том, что он делает (и тут мы переходим к пункту грамотности, образования);
- не боится ничего (соответственно, переходим к третьему пункту — отсутствию страхов, хотя бы лишних — вроде страха перед родителями).
А я замечаю, что очень многие учителя боятся произвести не то впечатление, не то сказать, не то сделать. Когда я сталкиваюсь с родителями, их удивляет тот факт, что я их не боюсь. Когда они грозят пожаловаться, сделать так, чтобы меня уволили, просто пожимаю плечами. Но я бывший чиновник, различного рода угрозы для меня — привычное дело. Так сказать, «хозяева угрожали убить Добби по пять раз на дню».
Жаловаться при этом, обычно, никто не идет. Угрозы — да. Действия — нет. Почему же учителя так боятся? Не уверены в своем уровне подготовки? В том, что делают? Этот «страх» заметен даже в позах и движениях. Насчет образованности — сложнее. Образование в наших педагогических вузах, как по мне, плохое, если сравнивать его с более «профильным».
Конечно, дети могут замечать, что учителя знают не все. Но это нормально. Можно спокойно сказать: «Я этого не знаю, извини. Давай я прочитаю или уточню у коллеги?» Но что-то мешает. Кажется, тот самый страх, стремление прикинуться тем, кем ты не являешься, неуважение к самому себе.
Вспоминаю собственных учителей. Только два педагога располагали перечисленными качествами в полной мере, обе считались лучшими в моем маленьком городе, обе окончили непедагогические вузы. Сейчас много говорят о необходимости повышения престижа профессии учителя, в том числе, указывают на то, что престижа нет из-за маленьких зарплат.
Мою маму учили учителя, которые прошли Великую Отечественную войну, зарплаты у них были не ахти, скорее всего. Но они обладали этими тремя качествами. И их все уважали, то есть, выражаясь современным языком, «престиж был высоким». Меня учили уже «непрестижные». Не будет у профессии учителя престижа, пока не будет у учителей (большинства, а не отдельных) этих трех качеств и самоуважения.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Yaroslav Astakhov / shutterstock / fotodom