Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СТАРОМ СОВЕТСКОМ СЕРИАЛЕ ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ

.

.

Советский фильм- сериал Личное Счастье, снятый в 1977 году режиссером Леонидом Пчелкиным восходит к традиции тех лет жанра эпопей, в которых настоящее всегда сплетено с прошлым, жизнь со смертью, мирное время с войной, а эпика героического поколенья партизан – с лирикой встречи, и любви их сыновей. Действие картины происходит в вымышленном городе Привольске, в котором угадывается Ярославль, а в центре картины - предстает семья Дорошиных . У бывшего партизана Павла Дорошина , (его сыграл Михаил Ульянов) работающего главным заводским конструктором , и его супруги Анастасии – (участницей партизанского движения) – взрослый сын Илья, работающий санитарным врачом, и выступающий за закрытие винного завода, в котором как выяснится позднее, скрылось так много и криминальных и военных тайн. Уже в первой серии , в картине появляется немного странный человек, некий Игорь Иринархов , не молодой и пожалуй красивый, и даже интересный внешне мужчина , одетый в серый костюм, и направляющийся со станции по тропинке к знакомому дому. Однако, что -то в нем будто не так. Мужчину выдает некий, еле распознаваемый ореол отчуждения, что отнюдь не случайно. Игорь Иринархов человек скрывающий в годы войны службу в гестапо . Иринархов приезжает к давнему знакомому Аркадию Радуну , выдающего себя за партизана в прошлом, но на самом деле, как и Иринархов , работающего на немцев в годы войны в оккупированной местности.

В отличие от куда более рокового Игоря, Аркадий более прост, и душевен, и как можно понять его мучает совесть за прошлое., и скорее всего, согласился он сотрудничать с врагами в годы войны по слабости. Вообще ( в качестве некоторого отступления) , хочется сказать, что советские картины в отличие от современных отличает точность образов и психологических наметок. В качестве примера, если во многих современных фильмах, недавно вышедший из тюрьмы уголовник, как правило. ведет себя очень нагло и отвязно, что бы просто убедить зрителя в том, что он уголовник , (хотя в жизни уголовники вышедшие из тюрьмы, никогда так себя не ведут, и первые недели они обычно тихи и растеряны), то в старых фильмах такой оплошности, вульгарно работающей на массовое доверие, никогда не допускалось. Нравственный суд и анализ кино тем и отличается от суда уголовного, что если в любом уголовном расследовании , важнее прямые улики, то в искусстве, как и в психологии важнее улики не прямые , а косвенные.

Этой чертой искусство отличается и от жизни .

Картина интереснее и намного напряженней когда зритель догадывается сам о том, какой перед ним человек, чем когда ему о том, самым явным и прямым образом навязчиво говорят с экрана. Именно по этой, художественно-точной логике, Игорь Иринархов внешне даже ни то что бы не неприятен, а скорее красив. Но красив так, что будто и сама красота его вносит некоторый элемент чуждости , рождая ощущение «самоотчуждения я» преступника, тем не менее готового ко всему , в том числе готового и в случае экстренной ситуации убить, или умереть самому. Вероятнее всего немцам этот человек служил не по слабости, (как Радун) а по убеждениям.

Возможно, у него расклулачили отца, а может быть он и родом из дворян.

Игорь Иринархов в отличие от Аркадий Радуна понимает, что обратной дороги нет, что нечто совершенное им в прошлом, его никогда не отпустит. У Иринархова есть, может быть и преступное, но мужество, он более жесток и более отчаян, выражаясь языком Кьеркегора, его ступень отчаянья обернулась роковой ступенью его сознания и жизни . Какая же сила заставила встреться двух преступных , но разных друзей, а точнее говоря сообщников? Дело в том, что в царских подвалах винного завода, который собираются закрыть, хранятся архивы гестапо, в том числе и документы, указывающие на имена работающих на гестапо людей, выбравших предательство. В случае переезда с завода, найденные архивы могут вскрыться.

Интересен и сам монолог Иринархова в начале его встречи с Радуном.

Иринархов рассказывает о своих ощущениях недавнего посещения дельфинария, в котором он наблюдал, как дельфинов дрессируют , поощряя выполненные ими трюки, (в форме прыжков через кольца) свежей рыбой. Почему же у Иринархова это зрелище вызывает отвращение? Иринархов замечает, что любое место где появляется человек, нарушает некую гармонию мира. Вот скажем жили себе такие добрые и бескорыстные дельфины, пока не пришел человек , и не привил им чувство человеческого соперничества и жадности. По мнению Иринархова, эту планету следует, как можно скорее . уничтожить.

Такая вот,» фашистская» логика.

Если же охарактеризовать Аркадия Радуна, Аркадий более мягок. По мере разговора с Игорем, за стеной слышна игра на фортепьяно, это играет его сын, сочиненную им же музыку. Музыка будто бы выражает все то лучшее, и светлое, что сохранилось в душе Радуна. Аркадий любит своего сына и очень дорожит им. Это не просто лучшее, это единственное , что у него осталось.

Осталось как невыразимое , положенное на музыку.

Впрочем, не эти два преступника составляют главное действие картины. Главный герой фильма - Илья Дорошин, сын партизана Павла, работающий санитарным врачом. В первой серии, спасаясь от грозы в одном брошенном загородном доме он встречает девушку Ирину, от которой, вскоре узнает что та, в снимающемся неподалеку фильме играет мать Ильи, легендарную партизанку Анастасию Дорошину. Случай, когда можно сказать, двоих свела сама судьба .

Впрочем, в этом месте наверное стоило бы остановиться.

Быть может, у некоторых зрителей такая «судьбоносная встреча» вызвала бы сомнение. В самом деле, ( если к этой встрече подключить фрейдовскую логику) получается, что Илья Дорошин выбирает образ своей матери , отраженный в девушке . Неужели лишь за то он ее полюбил, что девушка играет в фильме его же мать? С другой стороны картина и задумана таким образом, что бы настоящее было связано с прошлым, во имя того, что бы повествовательная ткань жизни не распалась, (что на самом деле и является залогом и нравственности и вечных ценностей.)

Интересен в связи с двумя молодыми героями и другой момент.

Когда двое молодоженов снимают квартиру у одной старушки Агриппины, старушка привязывается к ним настолько, что просит взять ее под опеку юридически, что тем не менее очень пугает Илью и Ирину, даже их оскорбляет. Когда же, все таки, они со старушкой мирятся, и уступая ей, берут над ней опеку, заболевшая старушка неожиданно умирает.

Меж тем, не дремлют и преступные герои картины, Иринархов и Радун .

В задачи обоих военных преступников входит расчетливый план, осуществленье которого помешало бы винный завод закрыть, что бы двое, таким образом, успели , пробравшись к запретным подвалам . выкрасть архивы гестапо, и вывезя их подальше, уничтожить, выбелив и свои имена перед законом. Ради этой цели Радун устраивается на завод главным бухгалтером .

Меж тем откуда то ширятся и ползут слухи, дискредитирующие всю семью Дорошиных…

По городу ходят странные слухи, что якобы история партизан Дорошиных лишь вымысел и миф. Картину в которой должна сниматься Ирина, странно откладывают , а на ее супруга Илью Дорошина неожиданно заводят уголовное дело, за ту самую внезапно умершую старушку Агриппину, которую пытался вылечить Илья.

Кому выгодны эти слухи?

Это в свою очередь и пытается выяснить председатель совета города Привольска Алесей Ширяев, (его сыграл Георгий Жженов) сам в прошлом партизан, и решает провести расследование, в ходе которого все и выясняется, при этом, в тот самый миг, когда двое преступников Радун и Иринархов уже завладели архивами гестапо, и вывезли их на дачу, что бы тайно сжечь.

После чего, как в любом классическом детективе следует погоня.

В ходе начавшейся перестрелки в лесу, Иринархов ранит Илью, который заслоняет собой Ширяева. В фильме важна связь настоящего и прошлого. Илья, будучи сыном знаменитого партизана Дорошина, словно бы попадает в партизанское прошлое отца, пока двоих преступников , в конце концов не догоняют и не задерживают.

Что сказать о моих впечатлениях в целом?

Во время просмотра фильма, меня посещала одна мысль, что если история, есть форма вочеловечивания времени и мирового сознания, в форме его периодов, то вся история земли, это как бы чередующийся процесс вочеловечивания времени и его расчеловечивания . Скажем, в 19 веке был достигнут относительный гуманизм , даже наполеоновские войны были суровые , но не зверино жестокие, поскольку, достоинство и ценность человеческой жизни ценились.

А в 20 веке , все это достигнутое рухнуло в эпоху нацизма и концлагерей.

А после войны, и победы СССР, в шестидесятые, семидесятые годы казалось бы вновь был достигнут гуманизм, особенно в СССР, который не хотел себя отождествлять даже издали с любыми проявленьями фашизма, (да, конечно же были гонения за инакомыслие, но относительно мягкие, сравнительно с ранними временами ) однако, после распада СССР все это опять рухнуло в бездну расчеловечивания и мрака.

В какой точке мы находимся теперь?

Впрочем, допускаю, что эти мысли вряд ли относятся к сериалу прямо. Создатели фильма Личное Счастье даже не подозревали о том, в каком состоянии окажется и СССР накануне распада, и говоря шире, весь мир. Сериал (как было указано в самом начале этого очерка) построен на связи прошлого и будущего. Прошлое повторяется в будущем, но не как кошмарный сон истории, а как духовное пробуждение жизни от него.

Отец повторяется в сыне, что бы сын повторился в отце.

Ибо только подобная, библейская связь времен, (от отца к сыну, и от сына к отцу)_ проходит через человека, и через все его поколения, благодаря чему само время очеловечивается, а стоит потеряться этой связи – как время опять расчеловечивается, и внукам и правнукам, в лучшем случае , приходится опять все выстраивать заново. Приходится опять отвоевывать будущее, не только будущее, но теряющееся в дыму настоящего - прошлое.

Впрочем , вернусь непосредственно к самой картине.

Сериал смотрится с интересом, (не смотря на его некоторую и эпическую и лирическую затянутость), особенно в звездном составе лучших актеров СССР, где кроме Ульянова, и Жженова играет и Кандинов в роли Ильи, и Олег Даль в роли художественного руководителя театра, , не смотря на то, что Далю к сожалению досталась одна из самых эпизодичных ролей. Зато, Жженов как всегда выразителен и великолепен.

И все- таки в фильме есть некоторые нестыковки.

Так, конструктор Павел Дорошин, и его супруга Анастасия, гармоничной парой не выглядят, не смотря на то, что обоих роднит партизанский отряд, Павел по своему складу технарь, Анастасия же гуманитарий, тем более, что преподает она в университете литературу. С другой стороны, одна из идей СССР и состояла в том, что СССР, в отличие от капиталистического запада, это та земля, где самые разные люди могли сходиться или быть друг другу интересными.

То есть, подобный союз это некая дань времени.

Вообще, как не придирчиво это прозвучит, любовные линии в сериале мне лично не показались убедительными. Не выглядят гармоничной парой и Илья, и Ирина. Как можно понять из фильма меж супругами постоянно происходят разногласия, и еще как мне показалось, двоим в отношениях не достает романтики, зрелости чувств и понимания друг друга, хотя, хочется, конечно верить в то, что у молодых супругов – все впереди.

Однако, сам сюжет интересен, как прекрасна и игра актеров.

Даже не самые рекордные фильмы эпохи СССР намного качественнее даже лучших современных сериалов, или фильмов на схожую тематику. Потому, старые, советские фильмы и смотрятся с волнением, оставляя свет, или нестираемый другими фильмами, след в душе.

И сериал Личное Счастье – не является исключением.