Что и как читали в советское время, почему доступ к интересным книгам был трудным и почему люди массово записывались в "Общество книголюбов".
Часто можно было увидеть где-нибудь в библиотеке или книжном магазине фразу: "СССР — самая читающая страна в мире", рядом с другими подобными лозунгами, например, «Книга — источник знаний» или «Ученье — свет, а неученье — тьма». Просто других форм проведения досуга и форматов развлечений было мало, и они ещё не слишком конкурировали с чтением.
В СССР была самая разветвлённая в мире библиотечная система, насчитывавшая 150 тысяч библиотек. В советских библиотеках найти что-то интересное было крайне сложно — то, что пользовалось спросом, как правило, в открытый фонд не поступало, а выдавалось библиотекарями по знакомству.
Была проблема в огромном разрыве между тем, что люди хотели читать, и тем, что предлагали им книжные магазины и библиотеки.
Массовый читатель хотел детективы, приключения и мелодрамы, которые издавались небольшими тиражами и были в дефиците, а читатель, более продвинутый с удовольствием бы читал литературу, которая в СССР была запрещена или не переведена на русский.
Произошёл, слом моделей потребления литературы — она перестала быть «идеологическим оружием» и превратилась в то, чем, в принципе, и должна быть: культурный продукт. А выпускать продукт и доносить его до людей — с этим в Советском Союзе было сложно.
Книжные магазины были завалены хламом, который никто не покупал и не читал — материалами съездов и пленумов КПСС, трудами членов политбюро и т.д. А книги, которые реально хотели покупать и читать, были в дефиците.
Стеллажи были, в основном, заняты белорусской литературой, о Великой Отечественной войне и Октябрьской революции, книгами поэтов и прозаиков второго эшелона. Более ходовые и, тем более, дефицитные книги на полки не ставили — их выкладывали на столы у витрины, поближе к кассе.
Многие книги, которые читали в большинстве стран мира, на русский просто не были переведены. Приходилось довольствоваться тем, что предлагала официальная книжная индустрия, но она была жёстко цензурируемой.
В середине восьмидесятых практически все читабельные книги были дефицитом, и в магазинах их можно было купить лишь изредка, когда их «выбрасывали» в продажу. Книги, кстати, стоили от двух до пяти рублей — не так уж и мало при тех зарплатах.
Как пытались решить проблему книжного дефицита в СССР?
✔️ Первый способ. Была запущенная в середине 1970‑х годов программа «Книги на макулатуру».
За каждые 20 килограммов макулатуры, сданных в пункт приёма, там же можно было купить книги, в продажу не поступавшие — или поступавшие, но крайне редко.
Например, в книге, на последней странице присутствует такой вот текст:
«Уважаемые товарищи!
Чтобы сохранить лесные богатства нашей страны, с 1974 года организован сбор макулатуры в обмен на художественную литературу, для чего расширен выпуск популярных книг отечественных и зарубежных авторов.
Сбор и сдача вторичного бумажного сырья — важное государственное дело. Ведь 60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, которые вырастет в течение 50–80 лет.
Призываем вас активно содействовать заготовительным организациям в сборе макулатуры — это даст возможность увеличить производство бумаги для дополнительного выпуска нужной населению литературы».
Но, у этой программы был один большой минус: макулатуру нужно было как-то отвезти в пункт приёма. Свои автомобили в то время были мало у кого, а везти, например, даже 20 килограммов старых газет и журналов на общественном транспорте, а потом ещё тащить пешком от остановки было не слишком удобно. Существовали, правда, передвижные пункты приема вторсырья, и грузовик ездил прямо по дворам, но случалось это очень редко.
✔️ Вторым способом купить дефицитные книги – вступить во Всесоюзное добровольное общество любителей книги или, как его обычно называли, «Обществе книголюбов». Образовалось оно в том же 1974 году. Оно было одной из самых массовых общественных организаций Советского Союза, и на пике его членами были более 16 миллионов человек. Годовой взнос в середине восьмидесятых составлял один рубль — деньги символические. Но и польза от членства на тот момент была сомнительной: дефицитные книги через общество книголюбов можно было купить только с «нагрузкой». Например, председателю общества на заводе, фабрике или в школе, а также его приближённым книги доставались без всякой нагрузки, а рядовым членам приходилось вместе, например с «Тремя мушкетёрами» Александра Дюма, покупать ещё и биографию видного партийного деятеля.
✔️ Третий способ. В середине 1980‑х гг. появились — отделы книгообмена. Там можно было обменять одну книгу на другую, но для этого нужно было, во-первых, иметь дефицитную книгу, от которой ты готов был избавиться, а, во-вторых, выбор того, что ты мог получить взамен, был ограничен.
К концу восьмидесятых случился литературный бум, связанный с публикацией прежде запрещённых текстов — как официальных советских авторов, так и эмигрантов. Одним результатом реформ Горбачёва было снятие многих запретов, и этим сразу же воспользовались, прежде всего, редакторы литературных журналов «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя». Советская книжная индустрия была слишком неповоротливой, и подготовка публикации книги могла занимать год или больше.
Ещё в середине восьмидесятых в магазинах в отделе подписных изданий, стояли на полках, за стеклом, красивые тома с цифрами на корешках — собрания сочинений русских, советских и зарубежных авторов. Эти книги просто так не продавались — только по подписке, а, чтобы попытаться выиграть подписку, нужно было отстоять длинную очередь, а потом тянуть жребий. Тем, кто выигрывал подписку, потом приходила открытка о поступлении очередного тома, и можно было идти его выкупать в магазин.
Однозначно утверждать, что СССР был самой читающей страной, увы, нельзя. Но можно смело говорить о том, что в Советском Союзе читали много.
ИСТОЧНИКИ: