Найти тему
Ирина Минкина

Невыдуманная история про ютуб

В комментариях к моему тексту про культуру я прочла любопытный комментарий о том, что, мол, как же так, вот в ютубе клип Шамана опускается в выдаче и рекомендациях, а клип того же Моргенштерна* только и делает, что набирает просмотры.

Позвольте мне рассказать историю моего взаимодействия с этой площадкой в рамках моей работы в качестве отраслевого журналиста. Дело в том, что в мои задачи входит (помимо прочего) и мониторинг различных видеоматериалов, которые публикуются про торговую марку и про завод, на котором я работаю. Что я, собственно говоря, и делаю время от времени.

Некоторое время назад, ещё до всех сегодняшних событий (ещё даже до ковида) мне в рекомендованной выдаче на ютубе попалось с видео со следующим заголовком: "Замки ... (название торговой марки): вот почему не стОит покупать". Естественно, я внимательно изучила это видео. Изучили его и специалисты нашего завода. Суть была в том, что некий автор, неправильно установив изделие, получил проблемы в его работе. Он попытался вернуть сломанное изделие в том магазине, в котором он его приобрёл. Однако продавец оказался грамотным и предложил покупателю (согласно действующему законодательству) отправить изделие на экспертизу. Покупатель не согласился, обиделся и решил, что называется, отомстить. Пришёл домой - и наснял разгромное (как ему казалось) видео.

Как поступила я. Видеоматериал был проанализирован (насколько это возможно вообще по видео) не только конструкторами нашего завода, но также независимыми экспертами-замочниками, мастерами-сервисниками, а также представителями ещё на тот момент существовавших профессиональных ассоциаций России и (как это ни удивительно) Украины. У меня даже письмо с конвертиком имеется, отправленное главой ассоциации МАСОД из Херсона. Конвертик войдет в историю, я так полагаю...

В общем, я собрала обширный фактический материал, после чего составила досудебную претензию, которую отправила автору видео через ютуб (а как ещё?). Автор испугался, обвинил меня в "политике малиновых пиджаков" (а я и не знала, что ребята из 90-х решали проблемы через досудебные претензии), скрыл свои контакты, закрыл комментарии к видео, видоизменил заголовок материала - и залёг на дно.

Естественно, что на следующем этапе я обратилась непосредственно в сам ютуб с просьбой закрыть контент в связи с тем, что его содержание является недостоверным и нарушает российское законодательство. Они написали: да не вопрос, но нужно судебное решение, без него - никак. Ну как мы можем обвинить человека почём зря, у нас же свобода слова. Я говорю: а как мне подать в суд на человека, если у меня нет его контактов? Они пишут: контакты мы вам выдать не можем, пишите ему в личные сообщения. Я спрашиваю: а если он не отвечает, то что делать? Ютуб сказал, что, наверное, ничего не сделать, сожалеем. А между тем видео опубликовано, мне приходят гневные отклики по итогам просмотров из серии "как хорошо, что автор раскрыл нам глаза на вас", "посмотрите, что про вас снимают", и всё в таком духе. То есть видео продолжает делать своё разрушительное дело.

Тогда я поняла, что мне, наверное, нужно подавать в суд на ютуб. Чтобы площадка просто закрыла контент на основании судебного решения в её адрес. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что ютуб принадлежит компании американской Гугл инкорпорэйтед. В России есть юридическое лицо ООО "Гугл", в которое мы обратились. На что это юридическое лицо на голубом глазу заявило, что "а мы не Гугл инкорпорэйтед", мы только их контрагент по размещению рекламы на их площадках. И судебные иски мы не принимаем. Мы не их филиал, обращайтесь непосредственно в Гугл инкорпорэйтед.

Ну хорошо, пускай так.

Из официальных адресов Гугл инкорпорэйтед и ютуб в открытом доступе значились: адрес техподджерки (откуда меня послали с извинениями), почтовый адрес (что-то вроде Сан-Франциско, Черри Авеню) и - внимание - ФАКС. Который работает исключительно в часы работы компании (разница во времени между Москвой и Сан-Франциско - на минуточку - 11 часов). То есть чувствуете масштаб, да? Медиагигант, прорывные технологии (это я о Гугле и ютуб) и - факс. В итоге я попыталась отправить факс (по московскому времени это было часа в три ночи), однако с российских номеров этот факс НЕ отправлялся.

Я также попыталась отправить письмо в Гугл по почтовому адресу, указанному в контактах. Судя по истории перемещений письма, оно дошло до границы с США и на границе было развёрнуто обратно без объяснений.

Потом я связалась с юристами, которые имели опыт судебных тяжб с ютубом. Они сказали, что нужно сначала доказать, что ООО "Гугл" - это филиал Гугл инкорпорэйтед (а это так, но нужно обязательно доказать в суде), а затем подать иск непосредственно к ООО "Гугл". И выкатили за это дело такой ценник (включая размер гонораров в случае успешного разрешения судебных тяжб), что проще, по-моему, было продать завод, чем судиться с Гуглом и ютубом.

На этом я, честно говоря, смирилась. Сделав всё, что я могла. Теперь эта внушительная папка запросов и отскоков лежит у меня в архиве, и я периодически достаю её и публикую для отраслевой публики этапы моих мытарств. А видеоролик между тем естественным образом заглох в потоке ютуб-контента, так как и у его автора точно так же не было методов и соответствующих масштабов для работы с ютубом, как и у меня.

Вот примерно то, что представляет из себя ютуб. Это американская площадка, на которую надавить могут только верхи из ФАС (но они не будут запрягать коней по каждому такому поводу, как у меня). При этом то количество заблокированных аккаунтов наших патриотически настроенных военкоров и журналистов на ютубе с начала СВО без всяких судебных решений и даже без объяснений проливает окончательный и бесповоротный свет на то, как там всё устроено.

Я считаю, что единственный (и очень болезненный) метод противодействия этому - принудительный переход пускай и на пока что криво устроенный, но более понятный в плане администрирования и управления рутуб. Потому что ютуб уже слишком глубоко врос в нашу систему масс-медиа, чем активно пользуются его владельцы. А что касается рутуба, то, глядишь, он и развиваться быстрее начнёт с притоком абонентов и рекламодателей...