«Каждый рабочий день героев фильма Ксении Барышевой, секретаря Просторненского сельского райкома, и Сергея Грачева, второго секретаря райкома, наполнен думами и заботами, связанными с будущим колхозного села...». Это чуть позже я уже прочитала аннотацию к фильму «Пора летних гроз», который впервые показали по телевидению в конце 1981 года.
А начала я смотреть эту драму (именно такой жанр присвоили этой картине создатели фильма), из-за актера Александра Аржиловского, о печальной судьбе которого недавно был материал на нашем канале. ( ссылка будет в конце)
Аржиловский в этой картине красив и роскошен! Хоть он играет такого немного занудного второго секретаря партии, но усы ему очень идут! Приятным сюрпризом было появление в фильме другого красавца кино тех лет - Сергея Подгорного. Он в фильме играет брата Сергея Грачева, Дмитрия, военного, который приехал в короткий отпуск домой.
А вот актрису Нину Антонову узнала только в середине фильма. Именно она играет секретаря Просторненского сельского райкома Ксению Барышеву.
Сразу посмотрела, а кто режиссер фильма? Так и есть - ныне покойный супруг актрисы, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР Анатолий Буковский, который снимал свою жену почти во всех своих фильмах . ( Об одном из «Варькина земля» тоже уже писали, ссылка будет в конце).
Нине Васильевне Антоновой 2 декабря этого года исполнится уже 87 лет. Дай бог ей здоровья! В прошлом году ей было присвоено звание "Народная артистка Украины". С 1964 года она - актриса Киевской киностудии имени А. П. Довженко. А ведь сама Нина Васильевна родом из Башкирии. После окончания театрального училища имени Щукина работала на «Ленфильме». Но после того, как вышла замуж, родила сына, они с мужем переехали в Киев. Там и прожили всю жизнь.
Так вот, Ксения Барышева в этом фильме - это такой образцовый работник парткома, у которой сердце на части разрывается, если дела во вверенных ей совхозах идут плохо. Еще у нее в кабинете всегда разрывается телефон.
Вот минуту назад она решала, что сеять в следующем году. Тут же спорит о том, как бороться с шабашниками. Потом решает, где брать трубы или кирпичи, всех отчитывает, всем советует. И при этом обязательно ссылается на последние постановления партии.
Почти весь фильм она в одном и том же строгом платье на пуговицах.
Почти такое же платье было и у Екатерины Тихомировой в фильме «Москва слезам не верит». В начале восьмидесятых такие платья на пуговицах пользовались спросом. Но купить их можно было только по блату или спекулянтов.
Мне не довелось бывать в гостях у сельского первого секретаря райкома Да и у городского не бывала. Не знаю как они жили.
Но роскошь дома "первой леди" Просторненского района впечатлила. Шикарная по тем временам мебель, дорогая лестница на второй этаж дома, дизайн - не обои там бумажные в цветочек по рубль пятьдесят копеек за рулон, а, как сейчас бы сказали, евроремонт. Окрашенные однотонные стены, минимализм, полки с привезенными из -за рубежа статуэтками, шикарный шкаф под посуду.
Да, у Ксении Барышевой есть взрослая дочь, которая приезжает к матери погостить. Она выпускница института, думала поступать в аспирантуру. Но познакомившись со вторым секретарем партии ( Аржиловским) решает, как мама, работать в родном районе. Мать сокрушается: Как же так? Как я хочешь? А как же наука? Я ведь тоже бросила науку!
Ага,закружила жизнь партийная... Хотя и видит Барышева, что у ее дочери закрутился роман со вторым секретарем. И выбор ее одобряет. А еще почти в самом конце фильма на несколько минут в кадре появляется муж Барышевой. Капитан дальнего плавания, который прибыл домой на побывку.
Этого персонажа, видимо, специально ввели в фильм , чтобы "закрыть вопрос" о личной жизни Барышевой.
А если опустить вот эту всю образцово — показательную мишуру, доярок в белоснежных халатах, чеканных диалогов о партии и сельском хозяйстве. (Хотя и они сейчас смотрятся любопытно. С грустью или усмешкой. У кого как), то фильм стоит посмотреть. Тем, кто хочет вспомнить былые годы, крымское раздолье, щедрые урожаи, или просто ресторан в райцентре. Приятным сюрпризом в фильме была актриса Валентина Владимирова, которая играла тетю Сергея Грачева.
Вот во всех своих ролях Валентина Харлапиевна на высоте! Простая, хозяйственная деревенская баба, которая, что думает, то и говорит. Без всяких ссылок на последний пленум партии. И на мужа своего ( актера Петра Любешкина) по доброму так ворчит.
Тетя Лены после смерти сестры воспитала ее сыновей и дочку Альку, соединила свою жизнь с ее мужем. Дом у нее теплый, чистый, хлебосольный. Она так горда, что смогла этих двух мальчишек "вывести в люди. Один вообще вторым секретарем райкома партии стал!
И вот забавный диалог происходит у нее с племянником.
- С утра до вечера при галстуке, почет, уважение. Машина считай своя! Не жизнь, а малина!
- Почет! Машина! Малина! Откуда в тебе эта дремучесть? Ты своих телят напоила, накормила, и спишь себе спокойно, а она, Барышева... Рабочий день давно кончился, ночь на дворе, а она там, в райкоме...
Во как!
Забавна в этом фильме и еще юная актриса Елена Драпеко. Она играет передовую доярку, которая тоже пошла по партийной линии. Но потом ее якобы несправедливо «задвинули» опять в простые доярки. И она сокрушается, плачет, говорит: "Стыдно мне,"из князи, да в грязи"! Публично понизили в должности!». Вот она сермяжная правда и проскальзывает. Простая доярка - это «грязи», а партия— это «князи».
Да, потом доярка Катя влюбляется в Дмитрия Грачева ( Сергея Подгорного). Перед свиданием в ресторан она делает модную прическу «улитка», ярко красится, клипсы, бусы... И сразу превращается из милой Кати в такую райкомовскую тетю лет на десять старше. Но опять же, это все мелочи, которые бросились в глаза.
А если хотите посмотреть неспешное такое кино про совхозы начала восьмидесятых годов, то « Пора летних гроз» как раз то, что нужно.
Да и отзывы многих зрителей после просмотра этого фильма в основном положительные. «Порядочные люди играют роли порядочных людей с нормальными, обаятельными характерами и светлыми лицами». И тут не поспоришь. Правда, я не поняла, а почему жанр этого фильма - драма? У всех все хорошо, урожай будет отменный, все решат по-справедливости, все по идет плану...