Начало: https://dzen.ru/a/Y3weYAzH4Eh8Q7ko?referrer_clid=1400&
После начала крупномасштабных действий в Афганистане выяснилось, что практически все самолёты не могут точно поражать цели в горах с горизонтального полёта, с пикирования могут, а с горизонта нет. Старые, Ил-28 и Як-28 могли, а новые … увы! Срочно была поставлена задача: провести лётные исследования на полигоне в гористой местности. И мы, под руководством одного из Товарищей (с большой буквы) отправились на аэродром Домна, в Забайкалье. В группу входили кроме нашего экипажа инженеры нашего отдела, представители ОКБ, КБ по ПНК, летающая лаборатория НИИ ЭРАТ, представители ГК НИИ ВВС, ВВИА им проф. Н. Е. Жуковского и один штурман от штурманской службы ВВС.
Теоретический анализ подсказывал, что «собака зарыта» в баллистике, а точнее в построении баллистической прицельной схемы. Чтобы построить такую схему, нужно иметь высоту самолёта относительно цели, а она появляется в ПНК только после обнаружения цели, привязки к ней и включения дальномерного способа. Кроме того, что локатор, измеряющий дальность до цели имеет некоторые алгоритмические ограничения, момент включения дальномерного способа иногда наступает после прохождения точки сброса. Это всё хорошо понимают штурманы, которые в своё время учили баллистику. Казалось бы, для надёжной работы прицельного комплекса надо иметь высоту цели над уровнем моря, тогда просто получить и высоту самолёта относительно цели. Это простая теория.
После знакомства со всеми членами группы и обмена мнениями я задал одному из конструкторов ПНК вопрос: «Почему Вы не обеспечили ввод высоты цели над уровнем моря в ПНК?». Он мне ответил вопросом на вопрос: «А где Вы её возьмёте?». Я ответил, возможно ,грубо: «А это не ваше дело, а моё». Тогда конструктор сказал, что такая задача, видимо, не была заложена в ТЗ (техническое задание). Уже совсем возмущённый, я подвёл его к карте и показал, что более 80% наших границ проходит по горам и сказал: «Если даже кто-то не записал такое требование, то вам должно быть ясно, что практически при любых конфликтах придётся воевать в горах». Это всё происходило, когда уже по заданной теме была подготовлена вся документация для проведения лётного эксперимента.
В течение четырёх недель нами с привлечением четырёх экипажей местного полка было выполнено более 400 бомбометаний со всех высот, со всеми визирами, с разных направлений захода. По результатам полётов выявлены все недостатки дальномерного способа определения высоты полёта относительно цели, в том числе и алгоритмические недостатки. Летали много, видели сверху те озера, где «самолёт утонул», даже в один из выходных дней съездили туда на рыбалку и отдых.
Как и положено, уже дома мы написали исчерпывающий отчёт с обоснованием необходимости доработок ПНК. Этот отчёт по требованию моего «врага-генерала», ответственного за эту работу был отправлен в его адрес и почему-то лёг «под сукно». А ровно через полгода на войсковых испытаниях в горах Кавказа по этим самым, выявленным нами причинам были убиты отара овец, пастух и осёл, которые самовольно зашли на территорию полигона, а боевые бомбы упали в трёх километрах от цели, хотя и в пределах полигона.
Этот факт доказывал только то, что в горной местности надеяться на точное бомбометание не приходится. Конструкторы отстаивали честь мундира, доказывая, что они полностью выполнили требования ТЗ. Испытатели пытались доказать, что они объективно проверили и приняли всё на вооружение, а нам с В.П. Федченко и местному экипажу из полка пришлось снова доказывать своё в целевых полётах. Для этого нами предварительно было разработано и согласовано полётное задание, которое не могло не дать нужного нам результата. Выполняли это полётное задание три независимых экипажа, мы, испытатели и рядовой экипаж местного полка. Этим была обеспечена полная объективность и доказана наша правота.
Каково же было негодование ведущих конструкторов ПНК, когда их ткнули носом в нехорошее. А что делать?! И только после этого начались необходимые доработки ПНК.
А из той трудной и длительной командировки, из Забайкалья, мы возвращались с приключениями. Летающая лаборатория НИИ ЭРАТ была смонтирована на самолёте АН-12. Начальник лаборатории, подполковник Виховский В.И. с удовольствием пригласил нас с собой, но имело место быть одно неприятное обстоятельство, а именно: по всей Сибири была «напряжёнка» с топливом, а АН-12-му необходимо хоть раз заправиться. На аэродроме Николаевка, что под Алма-Атой командиром полка был личный друг нашего старшего группы, моего командира экипажа, поэтому решили лететь через Николаевку.
После шестичасового перелёта приземлились и попали из уже холодного Забайкалья в жаркий, солнечный Казахстан. Командир полка встретил нас и, после взаимных тёплых приветствий приказал водителю отвезти наш экипаж и начальника лаборатории к себе на квартиру, информировав по телефону свою супругу. Часа через полтора он приехал сам и сразу предложил тост за встречу и знакомство. Когда мы попытались настаивать на срочном вылете, он позвонил на КП воздушной армии и доложил заместителю командующего, что сейчас он не может выпустить наш самолёт, потому что на полосе боковой ветер превышает допустимую норму. Видимо на вопрос генерала, когда стихнет ветер, он пообещал, что через пару часов. Этот генерал, заместитель командующего недавно переучивался у нас и хорошо нас знал, поэтому не возражал, хотя всё понял. Еще через час, приняв по две-три «рюмки чаю», мы снова заторопились с вылетом, а командир полка сказал, что мы всё равно сейчас не можем вылететь, потому что у нас нет командира экипажа. Оказалось, что часть экипажа во главе с командиром он отправил на свою, полковую бахчу за арбузами и дынями и наказал водителю, чтобы он раньше шести вечера не возвращался.
Так мы и заправились, и встречу отметили, и арбузами затарились, и домой благополучно попали. Единственное неудобство было в том, что экипажу АН-12 и составу летающей лаборатории пришлось ночевать ещё и в Воронеже, так как у них вышло стартовое время и на перелёт до Кубинки, их точки базирования, всего 30 минут не хватает, Диспетчер не имел права и не дал «добро». Правила перелётов были строгими и очень правильными.
Продолжение: https://dzen.ru/a/Y3zTkz-Qdw-eaVtC?referrer_clid=1400&