по завершении сессии безмолвно сказал Алине: «Я разочарован. Я так и не получил ответ на вопрос: кем мне надо работать».
Реплика в сторону: Алина — психолог. Занимается профориентацией.
В тот момент она почувствовала резкое опустошение, как при ударе под дых. В ушах стоял гул от падения профессиональной самооценки.
На глаза навернулись слёзы бессилия, а в горле застряла обида вязким комком.
Два часа она распылялась, чуть не «яблочко» станцевала на ягодицах! Она подготовила результаты по тестам, которые были, к слову, размытыми. Такими, будто Клиент не хотел вообще ничего.
Назвала ему область профессии: «педагогика». Клиент ответил что избыточно тривиально. И, если уж быть ему педагогом, то в какой именно сфере проявлять свой талант?
Алина вместе с Клиентом прошлась по его детским мечтам, интересам и хобби. Оказалось, что Клиент хочет стать кем-то, вроде театрального критика. Но в целом он не очень любит театр…
Я спросила Алину какова настоящая цель этого Клиента. И она ответила: «получить профориентацию».
Я призадумалась, поскольку, запрос «профориентация» и запрос «куда пойти работать» — это разные вещи.
Даже на слух становится ясно, что Клиент НЕ хочет работать, а хочет получать информацию о своих склонностях.
Запрос Алины навел меня на воспоминания об одной лекции в психологическом ВУЗе.
Профессор сказала нам: «есть люди определённой акцентуации, которые ходят с «неизлечимой проблемой» по многим психологам.
Их настоящая цель— убедиться в том, что никто не может решить их проблему. Кроме того, такие Клиенты испытывают своеобразное наслаждение от унижения специалиста».
Кстати, вы помните про желание Клиента стать Критиком, верно? Ходи и критикуй всех, унижай и радуйся, да денежки за это получай…
Похоже, что Клиент хочет зависнуть в своем положении. Ведь, пока он ищет «себя», он имеет иммунитет от того, чтобы реально работать.
Он хочет быть Критиком — говорить людям, в чем они облажались. Самоутверждаться за чужой счёт. И при этом хочет иметь стабильный доход и тёплое место работы.
Как говорил мой дедушка, когда чихал: «если бы я мог торговать соплями, я был бы богач». Другое дело, что сопли его никому на нужны. Как и критика от того, кто «никто» в этой профессии.
Мой совет для Алины заключается в следующем: всегда выявлять дальние цели запроса на консультацию. И выявлять страдания клиента от того, что этой цели он пока не достиг.
А то получается, что дальней цели у её Клиента нет вовсе, ему достаточно прийти и разочароваться ( и в этом его цель как раз оказалась достигнутой). А страдает ли он оттого, что до сих пор не работает? Нет.
Точного названия профессии не даст ни один специалист, я думаю. Можно указать направление пути и дальше следует пробовать. Я бы вообще начала с выявления того, что мотивирует человека по жизни: безопасность, любовь, власть или саморазвитие.
И обслуживать свои мотивы можно в любой производственной или научной отрасли или сфере услуг.
Коллеги, у вас случаи, похожие на случай Алины?
Ирина Николаевна Панина
Доктор психологии, гипнолог, таролог
Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям
Автор: Панина Ирина Николаевна
Психолог, Доктор психологии PhD
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru